lot1959 (lot1959) wrote,
lot1959
lot1959

Categories:

«Не скажут ни камень, ни крест...» (2)

И друг морей «ТунгуЗ»

Фотография из собрания Лемачко Б.В.

Принято считать что в эвакуации беженцев из Приморья принимала участие бывшая шхуна (транспорт) Сибирской флотилии «Тунгус».
««Тунгус». Длина 46,9 м. Ширина 7,9 м. Осадка 3,3 м. Водоизмещение 756 т. Машина мощностью 125/360 (номинальных/индикаторных) л. с., 1 винт. Скорость 9 уз. Заложена 22 октября 1869 г. на заводе Полстики в С.-Петербурге, спущена в 1870 г. 4 декабря 1887 г. сдана порту. Вновь введена в состав флотилии в качестве транспорта 27 ноября 1893 г. Исключена из списков судов флотилии 5 февраля 1912 г. Вооружение: четыре 4-фн пушки обр. 1867 г.»
Википедия.
Вот здесь я выставлял некоторые фотографии этой шхуны:
https://lot1959.livejournal.com/92439.html
А вот так выглядели эти фотографии до придания им нормального вида:



Под обеими фото читается безо всякого напряжения зрения - «Тунгусъ».
Что бы быть объективным привожу и третье фото.

Здесь читается - «Тунгузъ».
Так как же верно?
До 1931 года эвенки (коренной народ Восточной Сибири) назывались тунгусы
от якутского тоҥ уус.


В интернете можно найти книгу:
"СРЕДИ ТУНГУСОВЪ И ЯКУТОВЪ"
«Восточное обозрѣнiе» №№24, 26 1883.


Итак, тунгусов НИКОГДА не называли тунгузами,
тогда почему название шхуны
иногда писали «Тунгуз», это что, военно-морской сленг,
или банальная орфографическая ошибка?
Любой шиплавер: через губу ответит:
«Шхуна называлась "ТунгуЗ", см Моисеева стр 396».
http://fleetphoto.ru/photo/221693/?vid=74745
Ну естественно шиплавер не приведёт ни название книги, ни год издания, ни даже цитату из Моисеева.
Да и ладно, Моисеев пользовался каким-то источником информации где могла быть допущена ошибка.
Попробую, ИМХО, разобраться.

В первой части я приводил цитату из «Отчета о деятельности Сибирской флотилии 1921–1922 годов» написанный её командующим — контр-адмиралом Г.К. Старком:
«31 октября в Гензане собрались следующие корабли: «Байкал», «Свирь», «Батарея», «Диомид», «Илья Муромец», «Парис», «Фарватер», «Страж», «Лейтенант Дыдымов», «Охотск», «Диомид», «Манджур», катера «Стрелок», «Ординарец», «Резвый» (бывший «Павел Дирекционный»), «Надежный» и пароходы: «Эльдорадо», «Защитник», «Взрыватель», «Монгугай», «Чифу», «Пушкарь», «Смельчак», «Воевода» и «Тунгуз
Я не знаю как написано самим Старком, но текст редактировался и корректировался специалистами.
И естественно, что специалисты знакомились с документами того времени.
Вот страница одного из них:

Читаем: «п/х. ТУНГУЗЪ — был отпущен во Влд.»
Не торопимся делать выводы.
Выше можно прочесть следующее: «Улиссъ — Лейт. Степанов, Г.В.»
На самом деле корабль назывался «УЛИСЪ», с одной буквой «с».


И название бухты «Улисъ» на официальных картах тогда писалось с одной буквой «с»:




Документ написанный несколькими месяцами ранее:


Вполне возможно, что действительно шхуна имела название «ТУНГУЗЪ».
Но если мы пишем названия кораблей на памятнике,
то они должны соответствовать современной орфографии!
Написано «УЛИСС» - значит должен быть и «ТУНГУС»,
а не одно название пишем так, другое этак. Да и в книжках тоже бы надо навести порядок.
Повторяю, название кораблей, географических пунктов и т.д. и т.п. должны писаться по правилам современной орфографии.
А если уж хочется соригинальничать и прослыть «знатоком» то пиши:
«УЛИСЪ», «ПАТРОКЛЪ», «ТУНГУЗЪ» и т. д.

Хотя я очень сомневаюсь, что бывшая шхуна «Тунгус» принимала участие в сей транспортной операции.
Что нам известно?
Читаем Р.В. Лапшина, других источников нет: « 21.01.1912 г. сдана к порту. 23.01.1912 г. исключена из списков и была в отстое.1916 г.как груз.п / х. купил А.Ставраков и ходил на каботаже. 02.1918 г.национализирован.С 30.06.1918 г.под контролем японцев у хозяина. Затем в подчинении белых у хозяина был на каботаже в Приморье. С 31.01.1920 г.под контролем красных.05.04-07.1920 г.под контролем японцев также у хозяина. 26.05.1921 г.взят белыми во Владивостоке и также ходил у хозяина. 08.09. зашел в Петропавловск-Камчатский из Владивостока (хозяева Ставраков и Крахмалев). Затем в аренде фирмы «Свенсон и К.» завез на Командорские о-ва. дрова и продукты и ушел в Охотск прибыв 09.10. Под конвоем п.с. «СВИРЬ» из-за шторма, утром 12.10. ушел в Ейринейскую бух. для осмотра и взяв тут уголь с п / х. «КИШИНЕВ» 14.10.1921 г.ушли в Охотск. Сдав тут груз пошел во Владивосток.С 04.1922 г. на Приморской линии до бух.Ольга и Находки в аренде Г.Г. Кейзерлинга. 16.10. пришел во Владивосток. Под утро 21.10.арест белыми (экипаж ок.20 чел.). Взяв ок.500 беженцев ушел в Посьет и сдал груз. Ночью 21.10.приняв до 250 раненых ушел в Гензан.Днем 22.10.зашел в порт и сдал на берег.07.11. ушел с пассажирами п / х. «МОНГУГАЙ» (до 200 чел) во Владивосток.10.11. прибыл в порт.В конце 11.1922 г. рейс в пункты сев.Приморья с продуктами - фрахт Доброфлота.»
Это он описывает вторую жизнь шхуны после списания в 1912 году, основное выделил, ну естественно, как истинный мореман, Роман Витальевич, шхуну величает «ТунгуЗом».

Так шхуна выглядела в последние годы службы в Сибирской флотилии:

После 52-ух лет службы на Тихом океане вот эта шхуна ходила
из Владивостока на Командорские острова, брала на борт 500 пассажиров?
Я не верю, не верю и всё!


Выскажу свою версию, действительно был пароход «Тунгус», который ходил на Командорские острова, перевозил беженцев, вот только с этим «ТунгуЗом» не имел ничего общего.

Владимир Клавдиевич Арсеньев писал следующее: « ...Положение спас пароход «Тунгус», который, согласно условия, заключенного Камчатским Облревкомом с фирмой «Свенсон и К°», доставил жителям Командорских островов товаров и продуктов на 91.494 р. 45 к. В числе груза «Тунгус» выгрузил 50 с. дров и 50 тонн каменного угля...»
В. К. Арсеньев. Командорские острова в 1923 году.
Думаю, сомневаться в грамотности писателя смысла нет.

А вот что пишет Сергей Витальевич Гаврилов, человек,
который работает с источниками:



Выскажу свою версию.
В 1903 г. на верфи Sunderland Shipbuilding Co. Ltd., Sunderland, UK
было спущено на воду судно «TUNGUS»,
владелец норвежская компания Wilh. Wilhelmsen:
https://www.sjohistorie.no/en/skip/30812/


Судно работало на Дальнем Востоке.
До РЯВ фрахтовалось торговым домом «Кунст и Альберс» (Владивосток).
Сравниваем марки на трубах буксира «ПАВЕЛЪ»,
принадлежавшего торговому дому «Кунст и Альберс» и п/х «TUNGUS»:



Естественно, у руководства компании сложились хорошие связи с русскими предпринимателями. Своих пароходов катастрофически не хватало, поэтому достаточно большое количество иностранных судов работало между нашими портами на Дальнем Востоке. Могли это судно привлечь к эвакуации беженцев?
А почему и нет?

Повторяю, это всего лишь версия.
Но и утлая шхуна с 500-ми беженцами на борту за гранью понимания.

Tags: Владивосток, Гражданская война в России, Камчатка, Корабли, Однако
Subscribe

  • Фильм о Камчатке 1928 г.

    И ещё ссылка на фильм "Девушка с Камчатки" 1937 год:…

  • За «СОЮЗ»!

    В продолжении вчерашнего поста - несколько фотографий паротурбохода «СОВЕТСКИЙ СОЮЗ» в порту Петропавловска-Камчатска.…

  • Однако

    Ну вот, дождались. Посмотрел 40 сек. Выключил. Достаточно, что бы сделать выводы о степени компетенции вещающего. Время тратить на просмотр…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 31 comments

  • Фильм о Камчатке 1928 г.

    И ещё ссылка на фильм "Девушка с Камчатки" 1937 год:…

  • За «СОЮЗ»!

    В продолжении вчерашнего поста - несколько фотографий паротурбохода «СОВЕТСКИЙ СОЮЗ» в порту Петропавловска-Камчатска.…

  • Однако

    Ну вот, дождались. Посмотрел 40 сек. Выключил. Достаточно, что бы сделать выводы о степени компетенции вещающего. Время тратить на просмотр…