lot1959 (lot1959) wrote,
lot1959
lot1959

Categories:

«Не скажут ни камень, ни крест...» (1)


Вчера на А-базе увидел фотографию этого памятника.
Сразу скажу - удручён.

Это фрагмент памятного креста установленного на острове Русский во Владивостоке.
Целиком крест выглядит вот так:


На каменных плитах креста сделаны следующие надписи:
«Любившим Россию и покинувшим её. В память о трагическом исходе в октябре 1922 года.
25 октября 1922 года ушли из Владивостока корабли Сибирской военной флотилии под командованием контр-адмирала Г.К.Старка:
"Байкал", "Диомид", "Свирь", "Страж", "Парис", "Батарея","Фарватер", "Илья Муромец",
"Лейтенант Дыдымов", "Эльдорадо", "Монгугай", " Манджур", "Надёжный", "Ординарец", "Стрелок","Резвый", "Охотск", "Защитник", "Патрокл", "Воевода", "Тунгуз",
"Чифу", "Пушкарь", "Смельчак", "Взрыватель"».


Здесь перечислены не все корабли Сибирской флотилии покинувшие Родину.
А так же в этом списке приведены не только корабли Сибирской флотилии,
но и суда Добровольного флота:
"Эльдорадо", "Монгугай", "Защитник","Чифу", "Пушкарь" "Смельчак",
"Взрыватель", "Тунгуз" (про "ТунгуЗа" будет ниже).

К флотилии так же не имеют никакого отношения катера:
"Стрелок", "Ординарец", "Резвый", "Надёжный".
Да, эти суда участвовали в эвакуации Белой армии и беженцев из Приморья.
Ну тогда не надо писать: «корабли Сибирской военной флотилии».

Повторяю, список кораблей и судов далеко не полный.

Обратимся к первоисточнику.
В сети легко можно найти «Отчет о деятельности Сибирской флотилии 1921–1922 годов»
написанный её командующим — контр-адмиралом Г.К. Старком:
http://militera.lib.ru/h/whitefleet/30.html

Читаем: «31 октября в Гензане собрались следующие корабли: «Байкал», «Свирь», «Батарея», «Диомид», «Илья Муромец», «Парис», «Фарватер», «Страж», «Лейтенант Дыдымов», «Охотск», «Диомид», «Манджур», катера «Стрелок», «Ординарец», «Резвый» (бывший «Павел Дирекционный»), «Надежный» и пароходы: «Эльдорадо», «Защитник», «Взрыватель», «Монгугай», «Чифу», «Пушкарь», «Смельчак», «Воевода» и «Тунгуз».

Прочитав эти строчки «авторы монумента» закрыли книгу, всё, хватит и так много букв пришлось читать.

А ведь дальше Г.К. Старк пишет:
« Через несколько дней подошел отряд капитана 1-го ранга Соловьева «Патрокл», «Улисс» и «Аякс».
К концу нашей стоянки присоединился и «Магнит», посланный капитаном 1-го ранга Ильиным на присоединение к флотилии после эвакуации им Камчатки. Пароходы Добровольного флота «Сишан» и «Томск», бывшие в чартере флотилии и застигнутые событиями в японских портах, вследствие забастовки вольнонаемных команд и вмешательства японцев были нашими караулами оставлены и ушли во Владивосток. Капитан 1-го ранга Ильин с частями и беженцами с Камчатки на зафрахтованном им японском пароходе ожидал в Хакодате моих указаний о пункте следования. Впоследствии он присоединился к нам в Шанхае.»


То есть, среди кораблей и судов покинувших Россию на памятном кресте не указаны
корабли Сибирской флотилии:
«Патрокл», «Улисс», «Аякс», «Магнит»,
пароходы Добровольного флота: «Сишан» и «Томск».
Более того, некоторую совсем уж мелочь адмирал в своём отчёте не отметил,
отсутствуют катера :
«Усердный», «Ретвизанчик», «Наводчик», «Горностай», «Призрак»,
моторный катер с ледокола «Казак Поярков», моторная шхуна «Юрий»,
карантинное судно «Стрёмухов».


Итого:
отсутствует 14 кораблей и судов, покинувших российские воды в конце октября 1922 года.
Им места на кресте не нашлось...


Я ничего не забыл?
Ах, да, «ТунгуЗ», про него будет долгая история
с разоблачением, фотографиями, сканами документов и пр.,
но, постараюсь завтра.
Tags: Гражданская война в России, Корабли, Однако
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 15 comments