lot1959 (lot1959) wrote,
lot1959
lot1959

Categories:

Владивосток - Романов на Мурмане, 1914-1917 гг.



В 1914 году Россия вступила в Первую мировую войну, однако полностью удовлетворить потребности в вооружении, технике, промышленном оборудовании и сырье только за счёт внутренних ресурсов наша страна не могла.
Возникла необходимость в широкомасштабных поставках этого имущества из-за рубежа.
Балтийские и черноморские порты с развитой сетью логистики оказались отрезанными от внешнего мира.
Порт Владивосток, даже с учётом проведённой глубокой модернизации в 1916 г. не мог справиться с переработкой необходимого количества поставляемых товаров..
Единственный в европейской части страны порт Архангельск обладал очень слабыми возможностями по приёмке и обработке грузов.
Да и к тому же река Северная Двина, на которой был расположен порт, зимой замерзала, а железная дорога от Архангельска до Вологды имела узкую колею и недостаточную пропускную способность.
Требовалось в сжатые сроки построить новый порт на побережье незамерзающего Кольского залива, соединить этот порт железной дорогой с Петроградом, провести модернизацию (а точнее заново построить) порта Архангельск, перешить железную дорогу на широкую колею и прочее, прочее, прочее.
Работа закипела.
Первые грузы стали прибывать в Архангельск уже в 1914 году.
Однако, уже весной 1915 года возникли серьёзные проблемы.
29 мая 1915 года в горле Белого моря на минах выставленных немецким вспомогательным крейсером «Метеор» погиб британский пароход «Арндаль», вскоре подорвалось и затонуло ещё несколько транспортов. Возникшая минная опасность и в связи с этим резкое сокращение транспортных перевозок грузов из портов союзников в Архангельск заставили русское командование принять срочные меры для защиты судоходства в Арктике.
К началу войны на севере у нас имелось всего лишь одно вооружённое судно «Бакан», посланное летом 1914 года с Балтики для охраны рыбных промыслов.
Естественно, что с возникшими угрозами оно справиться не могло.
«Так, впервые после Крымской войны перед Россией со всей настоятельностью встал вопрос о создании на Северном морском театре военного флота и об укреплении побережья Белого моря и Кольского залива, где располагались Архангельск и незамерзающий порт Романов-на-Мурмане (ныне Мурманск)...
Морской генеральный штаб медлил с этим и только в начале 1916 г. разработал план строительства морских сил на Севере. В создаваемую флотилию должны были войти отряд крейсеров и миноносцев, дивизия траления, отряд судов обороны Кольского залива, отряд судов охраны водного района Архангельского порта и суда службы связи. В качестве баз флотилии намечались Архангельск, Иоканьга и Екатерининская гавань в Кольском заливе. В плане впервые были четко сформулированы задачи флотилии. Они сводились к проводке торговых судов за тральщиками через минные заграждения, прикрытию конвоев от ударов легких и вспомогательных крейсеров и подводных лодок противника и защите своих портов и побережья.»

Создание флотилии Северного Ледовитого океана и ее участие в обеспечении коммуникаций в Арктике в Первой мировой войне.
Б. М. Амусин, доктор военных наук, А. И. Алексеенко, кандидат военных наук, И. Н. Кинякин, кандидат военных наук.


2 июля (19 июня) 1916 г. официально, приказом по морскому ведомству было объявлено о сформировании флотилии Северного Ледовитого океана
В октябре того же года была введена должность командующего флотилией, совмещенная с должностью главнокомандующего, на которую был назначен вице-адмирал Л. Ф. Коровин (Кербер). Базами флотилии являлись:
Александровск (Полярный), Романов-на-Мурмане (Мурманск), Иоканьга и Архангельск.
В срочном порядке были мобилизованы транспортные и промысловые суда, их переоборудовали в вспомогательные крейсера, тральщики,
Для новой флотилии за рубежом закупались рыболовецкие траулеры, которые переоборудовали в тральщики, ледоколы.
В то же время флотилия нуждалась в военных кораблях, которые союзники дать не могли. Единственный военный корабль который был куплен за рубежом —подводная лодка «Святой Георгий». Лодка была построена в Италии и в 1917 г. под командованием старшего лейтенанта И.И. Ризнича совершила переход из Генуи в Архангельск (!!!!).
В силу географии, Балтийский и Черноморский флоты дать корабли не могли.
Кто мог, так это Сибирская флотилия, хотя её корабельный состав был далеко не в лучшей форме.
Первыми в 1914 г. по Северному морскому пути ушли на запад ледокольные суда «Таймыр» и «Вайгач».


В 1915 году южным маршрутом в Архангельск ушёл минный заградитель «Уссури».


В январе 1916 года на Север отправилась плавмастерская (плавбаза ПЛ) «Ксения»
и эсминцы «Властный» и «Грозовой».


Эсминцы «ВЛАСТНЫЙ» и «ГРОЗОВОЙ», на этом же фото есть
эсминцы «КАПИТАН ЮРАСОВСКИЙ» и «ЛЕЙТЕНАНТ СЕРГЕЕВ», которые будут зачислены в состав ФСЛО в 1917 году:



В марте 1916 года крейсер «Аскольд» из Средиземного моря уйдёт на ремонт в Тулон,
после которого будет переведён в состав флотилии Северного Ледовитого океана.


21 марта 1916 г. во Владивостоке прошла торжественная встреча трёх кораблей, вернувшихся из «японского плена».
В связи с потребностью в плавсредствах для создаваемой флотилии Северного Ледовитого океана, Россия в 1916 году
выкупила в Японии бывшие русские корабли: «Танго» (ЭБ «Полтава»), «Сагами (ЭБ «Пересвет») » и «Соя» (БКр «Варяг»).

Кадры кинохроники этого события:


Броненосный крейсер «Варяг» был зачислен в состав Балтийского флота.
Эскадренный броненосец «Полтава» был переименован в «Чесму», переклассифицирован
в линейный корабль и зачислен в Черноморский флот.
Эскадренный броненосец «Пересвет» стал броненосным крейсером и получил прописку в Балтийском флоте.





Для перехода на Север был сформирован Отряд особого назначения, куда вошли эти 3 корабля.
Предварительно на них произвели ремонтные работы.
Во время испытаний «Пересвет» сел на мель и получил пробоину.
«Варяг» и «Чесма» ушли без него.
В июле после минимального устранения повреждений «Пересвет» перешёл в Майдзуру,
где был отремонтирован более основательно.
22 декабря 1916 года следуя в Средиземном море из Порт-Саида подарвался на минах и затонул.
С кораблём погибли 252 человек команды, 9 человек скончались уже в госпитале и были захоронены в Порт-Саиде.
В 1955 году на могиле моряков с «Пересвета» на средства министерства обороны СССР был установлен памятник.

В июне 1916 г. из Владивостока по железной дороге в Архангельск была перевезена подводная лодка «ДЕЛЬФИН»


Осенью 1916 г. у Добровольного флота Морское ведомство приобрело
пассажирский пароход «Москва»для флотилии Северного Ледовитого океана.
Он был переименован в «Печенгу» и переквалифицирован в посыльное судно.
Судно получила вооружение: шесть 120-мм орудий Канэ, одно 47-мм орудие и два пулемета Максим.
10 января 1917 г. из Владивостока «Печенга» в сопровождении эсминцев «Лейтенант Сергеев»
и «Капитан Юрасовский» вышли в Романов на Мурмане.
При следовании Японским морем из-за аварии котлов была вынуждена в феврале 1917 года зайти в Гонконг для их ремонта.
9 июня 1917 года вернулась обратно во Владивосток. Эсминцы ушли на Север самостоятельно.


Фотография с эсминцами «Лейтенант Сергеев» и «Капитан Юрасовский» есть выше.
Вообще «Печенга» заслуживает отдельного разговора, видимо следующий пост сделаю
про этот многострадальный пароход.
В том же 1917 г. флотилия Северного Ледовитого океана пополнилась ещё двумя эсминцами
пришедшими из Владивостока: «Бесшумным» и «Бесстрашным».



Всего флотилия Северного Ледовитого океана получила от Сибирской флотилии следующие корабли:
Бронепалубный крейсер I ранга «АСКОЛЬД».
Эскадренные миноносцы :
«ВЛАСТНЫЙ»,
«ГРОЗОВОЙ»,
«ЛЕЙТЕНАНТ СЕРГЕЕВ»,
«КАПИТАН ЮРАСОВСКИЙ»,
«БЕСШУМНЫЙ»,
«БЕССТРАШНЫЙ»,
Подводную лодку «ДЕЛЬФИН».
Минный заградитель «УССУРИ».
Плавмастерскую «КСЕНИЯ».


К концу 1917 г. корабельный состав ФСЛО включал:
1 линейный корабль,
2 крейсера,
6 эсминцев,
4 подводные лодки,
1 минный заградитель,
44 тральщика,
11 посыльных судов,
5 сторожевых катеров,
7 гидрографических судов,
2 ледокола и
13 других вспомогательных судов.

«За время войны по северным морским коммуникациям в обоих направлениях прошло 3580 транспортов, на которых было перевезено в Россию
5475 тыс. т различных грузов и вывезено за границу 4463 тыс. т.
Немецкому флоту так и не удалось существенно нарушить судоходство союзников в Арктике. Они потеряли на этом театре 61 транспорт (46 потопили германские подводные лодки, а 15 погибли на
минах). Это лишь 1,6% общего количества судов,
прошедших по северным морям в Первую мировую
войну. Большая заслуга в срыве планов противника принадлежит флотилии Северного Ледовитого океана, которая справилась с поставленными задачами в ходе войны.»

Создание флотилии Северного Ледовитого океана и ее участие в обеспечении коммуникаций в Арктике в Первой мировой войне.
Б. М. Амусин, доктор военных наук, А. И. Алексеенко, кандидат военных наук, И. Н. Кинякин, кандидат военных наук.


Кликабельно.


Tags: Владивосток, Корабли, Корабли оякорили бухты, Кр. Аскольд
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments