lot1959 (lot1959) wrote,
lot1959
lot1959

Categories:

Баты и кунгасы

Я ранее помещал фотографии самоходных маломерных судов на Камчатке.
Теперь несколько фотографий традиционных для данного региона несамоходных плавсредств.

Баты:





В. А. Семенов.
Огонь, вода, баты и... рыбий жир. Об изготовлении камчатских плавсредств аборигенами полуострова

"Не перестаешь удивляться сметливости и изобретательности аборигенов Камчатки.
Издревле камчадалами для передвижения по рекам, озерам, а зачастую и по морским заливам и бухтам использовались баты — лодки, выдолбленные из целого ствола тополя.
Бат изготавливался так: срубался огромный тополь, бревно 10–12-метровой длины укладывалось на берегу и мастера топорами и тёслами начинали его "каюрить" — ошкуривать и выдалбливать сердцевину. Удалялась верхняя часть ствола, снаружи будущему бату придавались классические обводы индейской лодки-пироги.
Работа была утомительной и долгой. Тёсла и топоры сменялись стамесками. По мере выдалбливания внутрь бата между бортами вставляли несколько расширяющих распорок. Долбили, пока толщина борта не составит примерно 4 см. Распорки потом заменяли на два-три сиденья, сзади крепили уголочек, подобие рулевого киля.
Для повышения водонепроницаемости и предохранения бата от растрескивания в свежеизготовленной лодке варили рыбий жир. В чисто вымытый бат накладывали до верха потрошеные рыбьи тушки и заливали кипятком. Воду брали ключевую, грели, опуская в нее раскаленные на костре докрасна камни. Потом лодку накрывали брезентом и выдерживали некоторое время, изредка добавляя в лодку раскаленные камни. При этом бат пропитывался изнутри выделившимся рыбьим жиром.
Всплывший жир, в свежем виде довольно приятный на вкус, счерпывали ковшами на длинных ручках, разливали в банки, бутылки и использовали в дальнейшем для еды и в качестве топлива для жирников — примитивных осветительных приборов. Из сотни тушек лосося выгонялся пуд (16 кг) жира. Однако больше лососевого ценился жир из сельди. Делили рыбий жир на всех участников мероприятия, по количеству душ в семье.
Снаружи бат осмаливали дегтем, выгнанным из березы.
Посудина была безкилевая, достаточно неустойчивая и требовала ювелирного управления. Для перевозки габаритных грузов, сена сплачивали по два-три бата. Управляли батом веселками — небольшими веслами — это когда плыли вниз по течению. Если же вверх — толкались шестами (говорили: "Утолкались в Ключи"). Иногда баты вверх по течению тянули ездовые собаки. С их же помощью баты волоком перетаскивали между водоразделами.
Бывало, что плохо сплоченные баты расходились среди реки и камчадалы, традиционно не умеющие плавать, тонули. Спасать их тоже никто не кидался, не принято было.
Ни один промысел не обходился без этих чудо-лодок. На них плавали на охоту и рыбалку, за ягодой, на сенокос. Самому мне доводилось, еще ребенком, плавать на батах в 1950-х годах в Козыревске, когда летом мы традиционно переплавлялись на них через реку Камчатку на остров, где собирали впрок ягоды черемухи.
О грузоподъемности бата можно судить по сведениям старожилов Камчатки, в которых упоминается, что на один бат грузили до 300 кирпичей. Вес стандартного кирпича из красной глины составляет 3,14 килограмма. Так что, включая вес лодочника и его пожитков, грузоподъемность бата составляла не менее одной тонны.
Постепенно баты на Камчатке стали заменяться лодками, но и сейчас баты остались в ходу у коренного населения полуострова Камчатки."







Кунгасы:





"Кунгас - это плавучее несамоходное средство, построенное из дерева, для перевозки рыбы или груза, в основном, соли, угля и вообще генерального груза. Строились они на Ключевской верфи, оттуда сплавлялись в Усть-Камчатск, а затем распределялись по восточному и западному побережью Камчатки. Из Усть-Камчатска они или буксировались, или перевозились на палубе пароходов.
Различались кунгасы рыболовные грузоподъемностью от трех до пяти тонн и грузовые - до пятнадцати, а то и двадцати тонн. Рыболовный кунгас вытаскивался на покатах на берег, рыба при помощи транспортера выливалась в лотки и доставлялась на рыборазделочную пристань.
Грузовой кунгас подавался катером кормой к берегу. Перед этим с носа отдавался адмиралтейский якорь, потравлялся канат, и при подходе кормы к берегу на нее подавались два конца. Концы подавали отчаянные ребята - курибаны. Получалось, что кунгас удерживался на якорном канате и кормовых концах. На корму с берега те же курибаны подавали трап, и начиналась работа."

Т.М. Кривоногов


Пароход «ТОМСК» с кунгасами на борту,
Петропавловск-Камчатский, начало 30-х гг.



Кунгасы — продукция судоверфи, середина 1950-х годов. Ключи


Кликабельно.
Tags: Камчатка, Маломерный флот
Subscribe

  • Владей Востоком, Государь.

    Часть 9. Во время подготовки Второй Камчатской экспедиции (Великой Северной) в 1732 г. президентом Адмиралтейств-коллегии адмиралом Н. Ф.…

  • Владей Востоком, Государь.

    Часть 8. War and Peace (Ack-Ack fire Near A Russian-Aleut Grave) William F. Draper. «Хвала вам, покорители мечты, Творцы отваги и…

  • Владей Востоком, Государь.

    Часть 7. «Уповая на Господа, перебежали за способным ветром» Ещё до Первой Камчатской экспедиции, в 1713г. последовал указ Петра I об…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments