lot1959 (lot1959) wrote,
lot1959
lot1959

Category:

Линейный корабль Балтийского флота «ПОЛТАВА»


В продолжении темы начатой здесь:
https://lot1959.livejournal.com/83495.html

27 мая 2018 г. в Санкт-Петербурге состоялся торжественный спуск на воду реплики линейного корабля «ПОЛТАВА».
Вполне естественно что данная реплика отличается от своего прототипа.
Поэтому разбором самой реплики заниматься не вижу смысла,
а на этот рисунке показывающем корабль первой половины 18-го века попытаюсь найти ошибки.


Что касается самой «Полтавы»,
то «Данных, необходимых для воссоздания внешнего вида корабля, сохранилось очень мало, поэтому облик «Полтавы» может быть восстановлен лишь приблизительно, с большим числом допущений и оговорок. Некоторую информацию о внешнем облике корабля и конструкции набора корпуса даёт хранящаяся в фондах Центрального военно-морского музея полумодель «Полтавы»[1], а также гравюра Питера Пикарта, «весьма посредственная по детальности и уровню исполнения»[1]; гравюра позволяет достоверно установить только вид корабля прямо с кормы. Имеются также сведения, что в 2005 году в Центральном военно-морском архиве была найдена папка с чертежами Ф. М. Скляева, в которой сохранились два подлинных чертежа «Полтавы». Из этих чертежей следует, что на гравюре Пикарта корабль был изображён некорректно (художник снабдил его несуществующими конструктивными элементами)[19].» (Вики),
поэтому буду рассматривать сей конкретный корабль как просто корабль 18-го века.
Не уверен, что «Полтава» чем-то принципиально отличалась от кораблей той эпохи.
Постараюсь изложить материал в лёгкой, доступной форме не углубляюсь во всякие сложные материи.
Придираться к мелочам не буду, типа, парус подписан — рей и прочее.
Корабль условно делится на бак, шканцы и ют. Между баком и шканцами вдоль каждого борта был уложен узкий настил — шкафут.
Команда корабля делилась на баковых, шканечных и ютовых, которые работали на своих мачтах и обслуживали артиллерийские орудия расположенные на баке, шканцах и юте.

1.«БАК – носовая часть палубы от форштевня до фок‑мачты.»
«Полубак – надстройка в носовой части судна, идущая от форштевня.»


На рисунке обозначен камбуз, но в петровские времена он так не назывался.
В Морском уставе 1720 года значится поварня. И в те времена их было две.
Одна капитанская. «В капитанской поварне пищу готовили слуги офицеров. При этом было установлено, что капитану пища варится в отдельном котле, офицеры и лекари должны объединяться по двое на котел, мичманы по четверо на котел, гардемарины по шестеро на котел. Священник, если он был монашеского чина, то ему, как и капитану положен отдельный котел, если обычного чина, то наравне с офицерами.»
На рисунке показана именно капитанская поварня.
И была ещё общая поварня, где готовили для нижних чинов, она не нарисована и скорее всего общая поварня была как на «Васе»:
в низах выгораживали помещение, переборки и палубу обкладывали кирпичом, готовили еду на костре в подвешенном котле.
В первой половине 18-го века пища для нижних чинов готовилась 2 раза в сутки.



Более современный камбуз появился во второй половине 18-го века.
Вот как на «Виктори»:


Интересно, что за поварней сразу располагался гальюн (он тоже тогда назывался иначе).

И ветер не всегда дул в корму. К середине 19-го века команда линейного корабля составляла около тысячи человек, а гальюн для нижних чинов был только этот.
«...Встав, мы скатывали наши койки и помещали их в сеть вдоль борта корабля. Деревянный брус под сетью был промаркирован присвоенными нам номерами, так что каждый точно знал, куда поместить койку. Мой номер был 195. Предполагалось, что размещение коек вдоль борта таким образом служило защитой от мушкетных пуль и осколков. Затем мы облегчались в гальюне, расположенном в носовой части. На всю команду в 250 рядовых моряков было только два сидения, и первым делом матросы лезли на бушпритную сетку с подветренного борта и мочились прямо в волны. При бурном море и сильном ветре холод пронизывал не хуже кинжала. Начало дня было жестким – особенно после тепла и духоты кубрика – и мгновенно прочищало голову от остатков сна.
Я с возмущением узнал, что у капитана Мандевилла имелось два личных клозета, с обоих бортов его большой каюты, и он мог в любое время использовать подветренный борт. На фрегате даже у офицеров не было своих клозетов, но, по крайней мере, у них были каюты, ночные горшки и слуги. Мы, рядовые матросы, не имели ничего. Поначалу я очень смущался сидеть на толчке в компании нетерпеливой очереди моряков, находящихся в различной степени нетерпения. К толчку был прикреплен канат, распушенный конец которого болтался в воде. Закончив опорожнять кишечник, канат вытаскивали и подтирались этим концом. Я старался не думать о том, что вся команда использует один и тот же канат.»

Отрывок из книги ПОРОХОВОЙ ЮНГА английского писателя Пола Досуэлла, перевод ancient_skipper.

Идём дальше.
2. По идее должен быть ШКАФУТ, но он на рисунке отсутствует.

«ШКАФУТ – часть верхней палубы от фок до грот‑ мачты.»
Над опердеком вдоль бортов укладывали настил, который соединял бак со шканцами.
Между левой и правой палубой шкафута устанавливали ростры для гребных судов,
а по бортам крепили коечные сетки.
На рисунках шкафут - № 1, коечные сетки - № 2.



Так шкафут выглядит в фильме «Капитан Хорнблауэр»:



3.«ШКАНЦЫ – часть верхней палубы между грот– и бизань‑мачтами.»

Почему художник использовал английскую терминологию КВАРТЕР-ДЕК, не известно.
Все остальные термины у него даны на русском языке.
«О шканцах
729. Шканцы суть главное почетное место на корабле Его Императорского Величества.
730. При всходе на шканцы каждое лицо, без различия чинов и званий, обязано отдавать честь оным, установленным порядком, прикладывая руку к киверу, каске или шляпе, или приподнимая фуражку, исключая времени производства работ.
731. Почетная сторона шканец на якоре, или когда корабль идет на фордевинд, есть правая, а во всех других случаях наветренная.
732. 1) Почетная сторона шканец предоставляется старшему в присутствии младших, лицам, приглашенным на оную старшим, и постоянно вахтенному начальнику;
2) при входе командира на шканцы, все находящиеся на оных, кроме старшего офицера и вахтенного начальника, переходят на левую или подветренную сторону;
3) в присутствии флагмана остаются на почетной стороне шканец только командир и вахтенный начальник. Примечание. Правила эти не относятся к времени производства работ, когда каждый должен находиться на своем месте по росписанию.
733. На шканцах читаются морские законы и объявляются Высочайшие повеления, предписания начальства, приговоры военного суда и приказы командира.
734. На шканцах соблюдается должная тишина и благочиние, и запрещается курить и садиться. За всякое нарушение дисциплины, совершенное на шканцах, наказание усугубляется. Игры команды на шканцах допускаются не иначе, как с разрешения командира.»

Морской устав 1853 г.

И на этом почётном месте расселись солдаты с ружьями?
Да запороли бы до смерти.

У штурвала 2 мужика что-то делают. Управлять кораблём они точно не могут.
Напрочь отсутствует нактоуз (шкафчик, где находились 2 компаса, песочные часы).
На рисунке штурвал располагается уж очень далеко в корму,
обычно он ставился перед бизань-мачтой, а не за ней.
Штурвал с нактоузом:


Нактоуз:


4.«ЮТ — кормовая часть верхней палубы сзади бизань-мачты.» 
«ПОЛУЮТ- возвышенная часть кормовой оконечности корабля или дополнительная палуба над ютом.»

Как эти 2 мужика забрались на него, не известно, трапы на рисунке отсутствуют.
Корабль идёт под парусами, а флаг развевается на флагштоке. Во время хода флаг переносят на гафель.

5.АДМИРАЛЬСКИЙ САЛОН
Длина корабля около 40 метров, значит габариты этого «салона» должны быть как у собачьей будки.
Если предусматривалось нахождение адмирала на корабле, то для него отгораживали помещение на опер-деке (верхней батарейной палубе).
На рисунке там обозначена кают-компания. Но до середины 18-го века никаких офицерских кают-компаний не было.
Каждый офицер питался у себя в каюте.
После того, как появились кают-компании их всегда устраивали на гон-деке (палубой ниже), там же и располагались офицерские каюты.
Адмирал на корабль приходит не один, его сопровождает всегда целая свита: офицеры штаба, адъютанты, секретари, вестовые, слуги, повар, камердинер.
Вот для всего этого количества людей и отгораживали адмиральское помещение в корме корабля на опер-деке. Команда спала палубой ниже, поэтому отгораживали столько, сколько надо. Правда пушки оставались на своих местах.
Кстати очень уместен балкон. Любили адмиралы отдыхать на балконах.
Адмиралу спешить некуда, поэтому на верхней палубе находилась каюта капитана. И была она куда больше нарисованной на этой картине.
С капитаном рядом жил штурман корабля, его каюта одновременно служила и штурманской рубкой.

Вот как реально выглядели шканцы и кормовая надстройка:


«Виктори» без переборок:


Модель капитанской каюты на «Виктори»:


Капитанская каюта на «Виктори»:


Captain's dining cabin:


Sleeping cabin:


Captain's Day Cabin:


Каюта штурмана:


Предполагаю, что именно такие кормовые помещения были на «Полтаве», разве только что чуть поменьше.
И расположение штурвала, ноктауза, бизань-мачты было таким, или почти таким.

22.«ОПЕР-ДЕК — верхняя орудийная палуба.»
Как уже выше сказано — никакой кают-компании там быть не должно.
Само понятие - кают-компания появилось только в середине 18-го века.

23.«ГОН-ДЕК - нижняя орудийная палуба.»
Никаких припасов там быть не могло, как это указано на рисунке.
Эта палуба служила для жилья:
в кормовой части за отдельной переборкой находились каюты офицеров,
а команда располагалась для сна в подвесных койках на всей остальной части палубы.

24. «ОРЛОП-ДЕК - палуба где хранились всевозможные корабельные припасы, провизия».


25.«ТРЮМ - самая нижняя часть внутреннего пространства судна.»

Пожалуй, всё.

Кликабельно.
Tags: Однако, Парусные корабли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments