lot1959 (lot1959) wrote,
lot1959
lot1959

Categories:

От мыса Ислямова до аэроплана Сикорского


«СМЕЛЬЧАК», товарно-пассажирский п/х, Добровольный флот, Россия.
До октября 1914 г. минный транспорт Владивостокского крепостного минного батальона.
Мыс Ислямова пристань Подножье, остров Русский, 1920 г.


Мыс на острове Русский был назван
в честь Ислямова Исхака Ибрагимовича:

http://www.tatveteran.ru/generaly/?id=125

Мало кто знает, что оба сына Ислямова И.И.:
Яков Исхакович (1897-1926) и Илья Исхакович (1899-1977)
в годы Гражданской войны находились во Владивостоке.
Старший — мичман, офицер штаба МСДВ (Морские силы Дальнего Востока).
Младший — гардемарин, проходил обучение в Морском училище.


В ночь с 30 на 31 января 1920 г. Владивосток покинул Отряд судов особого назначения (О.С.О.Н.):
вспомогательный крейсер 1 ранга «Орёл» и посыльное судно «Якут».
К этому времени правительство Колчака пало, партизаны подходили к Владивостоку.
На кораблях отряда эвакуировались все те, кто не без оснований, опасался за свою жизнь.
В полном составе ушло и Морское училище, а начальник училища капитан 1 ранга Китицин М.А. возглавил О.С.О.Н.
Всего эвакуировалось более 500 человек.
Оба брата Ислямовых оказались на одном корабле.
Список офицеров вспомогательного крейсера «Орел»:
1. Ломан Анатолий кап. 2 ранга, Командир.
2. Нефёдов Алексей лейтенант, Старший помощник командира, за командира.
3. Лутовинов Павел ревизор.
4. Борис Хейскайнен мичман.
5. Жемчужин Борис мичман.
6. Ислямов Яков мичман.
7. Попов Николай инженер-механик старший лейтенант.
8. Демидов Анатолий инженер-механик лейтенант.
9 Козленко Константин прапорщик.
Яков Ислямов с 10.12.1919 вахтенный начальник ВсКР «Орел».
Отряд ушёл в японский порт Цуруга, где высадились эвакуированные, как гражданские, так и военные.
А отряд, имея на своём борту только гардемаринов Морского училища и офицеров кораблей ушёл в Сингапур, где «Орёл» встал в док на ремонт. К этому времени старшие гардемарины сдали все экзамены и кончили курс училища. В Сингапуре 11 апреля 1920 г. в день Светлого Христова Воскресения был произведен единственный выпуск Морского училища во Владивостоке. В корабельные гардемарины произведены 119 человек (Первая рота). Среди произведённых был и Илья Ислямов.
Вот фотография выпуска, сделанная на «Орле» 11 апреля 1920 г.
Младшего Ислямова найти не смог (а он здесь есть), а старшего нашёл (в круге):


Из Сингапура корабли направились в Крым. В Дубровнике «Орёл» был сдан представителям Добровольного флота.
Приняв во внимание плохое состояния здоровья многих гардемарин, М.А.Китицын на законных основаниях отправил их на два месяца в отпуск. Офицеры, корабельные гардемарины, гардемарины, первоначально числившиеся в отпуске, вскоре перешли на положение беженцев и разъехались по всему свету. Часть гардемарин осталась на «Орле». А Китицын М.А. командуя посыльным судном «Якут» ушёл в Севастополь Вместе с ним на «Якуте» ушли 3 офицера, 49 корабельных гардемаринов, 47 гардемаринов 2-й роты и 15 гардемаринов 3-й роты.
Братья Ислямовы остались в Дубровнике.
Сначала они перебрались в Стамбул, где осел их отец, но уже в 1923 г. уехали в США.
В 1923 г. авиаконструктор Сикорский Игорь Иванович основал в США компанию «Cикорский Аэроинжиниринг Корпорейшн» (Sikorsky Aero Engineering Corporation), основной целью которой была «постройка, продажа и эксплуатация аэропланов. В компании, по началу, работали русские энтузиасты из числа эмигрантов. С первых дней основания, в ней трудился механиком Яков Ислямов.
В 1926 году для трасатлантического перелёта Нью-Йорк — Париж. был построен гигантский аэроплан S-35.

Слева направо в кружках: Яков Ислямов, Игорь Сикорский:



Перелёт был назначен на 21 сентября 1926 года.

«Накануне вечером Сикорский отрулил S-35 в конец полосы. Там началась окончательная подготовка самолета. Машина была заправлена топливом под «завяз», как того требовал Фонк, маслом, проверено оборудование, опробованы двигатели. К пяти часам прибыл экипаж. Кроме Фонка, в него входили второй пилот Лоуренс Кертин, радист Шарль Клавье, приехавший с Фонком из Франции, и механик Яков Исхакович Ислямов – сотрудник компании Сикорского с момента ее основания. Ночь выдалась безлунная, облака закрывали все небо. Ветра совсем не было. Это обстоятельство очень беспокоило Сикорского. Как опытный летчик и конструктор, досконально знающий машину, он прекрасно оценивал ситуацию и видел всю ее опасность. Реальный взлетный вес составлял 12,7 т, почти на 2 тонны больше расчетного. Это значительно увеличивало нагрузку на крыло в полете и на шасси на земле.#Autogen_eBook_id77 Самолет для первого трансатлантического перелета S-35.
Экипаж занял свои места. Через несколько минут тяжелая машина медленно начала разбег по узкому коридору среди толпы зрителей. По расчету разбег должен был составить 670 м за 51 сек. На половине пути, когда крылья уже воспринимали часть веса машины, что-то случилось со вспомогательным шасси. Скорость разбега замедлилась, за самолетом потянулся шлейф пыли, вспомогательное шасси волочилось. Это на первом перекрестке лопнула шина колеса дополнительного шасси. Она крутнулась вокруг обода и улетела прочь. Самолет дернулся влево, однако пилоты удержали направление взлета. Тут начались биения шасси справа. Колеса стали отлетать. Одно пробило руль высоты. В это время надломилась хвостовая стойка, и хвост тащился по земле. Фонк не прекратил взлет и попытался оторвать машину от земли. Это не удалось, и, пробежав всю полосу, гигант рухнул в овраг с шестиметровой высоты. Взметнулся столб пламени. Все в ужасе застыли на месте. Потом крики, смятение. Люди бросились к месту катастрофы. Там вовсю бушевал огонь. Красавца-самолета больше не было. Пилотам удалось выбраться из машины. Радист и механик сгорели. Как объяснял потом Фонк, он почувствовал – что-то случилось, но не стал дросселировать двигатели из-за боязни, что машина потеряет управление и врежется в толпу. Вот она, цена торопливости. Погибли люди, сгорела прекрасная машина, рухнули надежды выйти на большую орбиту в авиации...» 

http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9C/miheev-vadim-rostislavovich/neizvestnij-sikorskij-bog-vertoletov

Яков Ислямов за несколько минут до смерти.
Гибель S-35:










Тремя годами ранее, Игорь Сикорский построил самолёт S-29А.
Самолёт оказался удачным, совершил много полётов.
А в 1928 г. он «был продан в Голливуд Говарду Хьюзу, который использовал его в фильме «Адские ангелы». Там ветерану пришлось играть роль немецкого бомбардировщика, который сбивают славные американские асы. Экипаж поджег машину и выбросился с парашютами. Машина, оставляя за собой огненный хвост, устремилась к земле. Взрыв разметал обломки.»
http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9C/miheev-vadim-rostislavovich/neizvestnij-sikorskij-bog-vertoletov

В 1979 году в Советском Союзе вышел художественный фильм «Поэма о крыльях».
В этом фильме авторы совместили 2 события: съёмки фильма в Голливуде и гибель русского лётчика, разбившегося во время съёмок.
Но так как в фирме Сикорского погиб только один русский механик (пилот), то создатели фильма явно использовали гибель Якова Исхакова для закручивания сюжета картины.

«Поэма о крыльях». Гибель S-29A:



Младший брат, Илья Ислямов, в Нью-Йорке работал шофёром такси, посыльным в барах и одновременно учился в Ренсселаеровском политехническом институте, который закончил в 1925 г., получив диплом инженера-электротехника.
Работал в авиационной и авиа-космической промышленности.
Одно время трудился и на фирме Сикорского, где был ведущим инженером по модификации амфибии S-36 и бомбардировщика S-37.
В июле 1944 г. стал вице-президентом и генеральным менеджером фирмы «Белланка Эркрафт», производящей авиационные турели.
В дальнейшем работал на фирме «Хайез», где руководил разработкой оборудования, предназначавшегося для хранения, сборки, отладки и запуска баллистических ракет, а также занимался исследованиями по новым композиционным материалам. С 1963 года — консультант по новым материалам и технологиям в Маршаловском центре космических исследований в лаборатории инженерного производства. Автор 37 научных работ.
Ушёл из жизни в 1977 году в Алабаме.

На встрече однокашников по Морскому училищу:




П.С.
В выпуске Морского училища 1920 г. был ещё один авиатор — основатель китайской авиационной промышленности.
Но о нём как-нибудь потом.

Кликабельно.
Tags: #autogen_ebook_id77, Владивосток, Гражданская война в России, Корабли, Морского училища выпуск 1920г.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments