lot1959 (lot1959) wrote,
lot1959
lot1959

Categories:

4 рисунка времён Гражданской войны в России от чехословацких художников



№1. На пристани:


Купеческая пристань;
в шаровой окраске крейсер «Бруклин», броненосец «Хидзен»
и между ними светлым пятном - крейсер «Саффолк».


U.S.S. «BROOKLIN»


H.M.S. «SUFFOLK»


«ХИДЗЕН» («肥前»)


В таком соседстве корабли находились летом-осенью 1918 г.
Но уже с 5 октября 1918 г. порядок кораблей изменится, уйдёт «Хидзен».
В дальнейшем, одни корабли будут приходить, другие уходить.


№2. Владивосток:


Очень интересная, с моей точки зрения, открытка.
На переднем плане видна корма «Надёжного».
В дореволюционные годы - рабочий минный паровой катер (РМПК)
Владивостокского крепостного минного батальона (ВКМБ).
С началом интервенции «Надёжный» вошёл в состав
«флотилии Чехословацкого корпуса». Флотилия занималась перевозкой
своих войск из Владивостока на остров Русский
(где были расквартированы чехословацкие войска) и обратно.
Поэтому и поднят на катере чехословацкий флаг.
Именно такой флаг был у Чехословацкой республики с 1918 — 1920 годы.

«НАДЁЖНЫЙ»:


«НАДЁЖНЫЙ» №2 слева:


Под американским флагом — броненосный крейсер «Бруклин».
Он есть на первой открытке, где цвет его шаровой и на многочисленных
фотографиях 1918 — начала 1919 гг. он в шаровой окраске. Здесь же художник
выкрасил его в белый цвет, оставив серыми только трубы. Ошибка?
С первого взгляда — да.

Изначально крейсер имел такую окраску»: белый низ, жёлтый верх:


В военное время все американские корабли были переодеты в полевую форму
одежды — стали серыми.
В таком виде и пришёл «Бруклин» во Владивосток 1 марта 1918 г.


Корабль оставался во Владивостоке с небольшим перерывом больше года
и ушёл только 2 апреля 1919 г.
«Второе пришествие» во Владивосток состоялось 29 октября 1919 г.
и продлилось до 8 декабря того же года.
Вот такую фотографию «Ship_Siberia_»
удалось извлечь из недр всемирной паутины:



А это фото сделано во время «мятежа Гайды» с 17 по 19 ноября 1919 г.:


Это фото тоже относится к вышеупомянутому путчу.
Если присмотреться, то можно рассмотреть белый корпус крейсера:



Следующая фотография сделана 21 ноября 1919 г. во время похорон юнкеров,
погибших во время подавления мятежа.В бухте дымит «Бруклин»:



Выходит, что с наступлением мира, корабль был снова перекрашен в белый цвет.
Значит, художник очень точно и верно изобразил этот крейсер.
Ну и по времени картину можно отнести к концу октября — началу декабря 1919 г.
Несколько лет назад приходилось разбираться с окраской американского крейсера
«Саус Дакота».
В свой первый визит во Владивосток он имел одну окраску, а во второй другую.
С крейсером «Бруклин», по всей видимости, такая же история.

№3. О.Влчекъ (Й. Влчек.) Нагрузка товаров во владивостокской пристани:

Обратки нет, так как это не открытка.

Я думаю, что рисунок относится к осени 1919 г. Попробую пояснить,
что здесь и как, и почему осень 1919 г.
На заднем плане трёхтрубный пароход-крейсер Добровольного флота
«Москва» (ех. «Ангара», ех. «Анигава», ех. «Печенга»).
О нём стоит рассказать несколько подробней.
Судно было построено в Великобритании в 1897 г.


И в первый свой рейс во Владивосток отправилось 22.11.1898 г.:


«Москву» приписали к Одессе и она работала на регулярной дальневосточной
линии.17.09.1900 г. передан Морскому ведомству для использования в качестве
крейсера при эскадре судов Тихого океана. 10.02.1901 г. возвращен Добровольному
флоту во Владивостоке. А 05.05.1903 г. продан Морскому ведомству за 2 100 000 руб.
для транспортной службы при эскадре судов Тихого океана. 19.07.1903 г. как транспорт
зачислен в список судов Сибирской флотилии с присвоением наименования «Ангара».
25.07.1903 г. прибыл во Владивосток и затем получил на вооружение 6 — 120-мм
и б — 75-мм орудий.
Во время Русско-японской войны был разоружен, затем передан Российскому
обществу Красного Креста и переоборудован в госпитальное судно.
05.07.1904 г. переклассифицирован в плавучий госпиталь.
17.10.1904 г. затонул в Западном бассейне в Порт-Артуре после ряда попаданий
японских снарядов.

Из собрания .В.В.Костриченко.

Судно было поднято японцами отремонтировано, вооружено, зачисленно в состав
японского флота как вспомогательный крейсер и получило название «Анегава Мару».
25.02.1906 г. переклассифицирован в авизо «Анегава».



25.08.1911 г. «Анегава» передана российской стороне как дар императора Мэйдзи Николаю II.
Затем поступила в распоряжение Российского общества Красного Креста и был вновь переименована
в «Ангару», но не эксплуатировалась. 01.06.1915 г. принята Добровольным флотом,
впоследствии частично отремонтирована и 27.05.1916 г. снова переименована в «Москву».
Осенью 1916 г. продана Морскому ведомству для усиления флотилии Северного Ледовитого океана
и 16.11.1916 г. как посыльное судно зачислена в список судов с присвоением наименования «Печенга»
и вооружена.

1916 г.:



10.01.1917 г. «Печенга» вышла из Владивостока в Мурманск, сопровождая миноносцы
«Лейтенант Сергеев» и «Капитан Юрасовский». Однако при следовании Японским морем
из-за аварии котлов была вынуждена в феврале 1917 г. зайти в Гонконг для их ремонта.
09.05.1917 г. прибыла обратно во Владивосток и затем включена в состав Сибирской флотилии
в качестве транспорта и отправлено в ремонт.
Судно было поставлено к стенке «Дальзавода» носом к берегу.






Денег на ремонт у Сибирской флотилии не было. И «Печенга» простояла у Дальзавода
до мая 1919 г. 11 мая 1919 г. пароход был возвращён Добровольному флоту, было
возвращено и старое название - «Москва».
И в середине мая 1919 г. судно было переведено к пристани Добровольного флота,
где было поставлено кормой к причальной стенке.





Во время «мятежа Гайды» судно было захвачено повстанцами.
И во время перестрелки мятежников с правительственными войсками получило повреждения.
Ниже фотографии сделанные во время мятежа и фото, которое уже было в теме «Бруклина».







В 1920 г. судно опять стали чинить и демонтировали две дымовые трубы:




Для сравнения фото 1919 г и фото 1920 г.:

Так что к 1920 г. рисунок отнести нельзя.

На рисунке Влчека военнослужащие в шинелях, а у одного из них на голове «выдумка»
- головной убор принятый на снабжение чехословацкой армии приказом № 41 от 21 июня 1919 г.
В июне приказ, пока новая форма дошла до Владивостока, прошло некоторое время.
Вот почему я этот рисунок я отношу к осени 1919 г.


Судно простояло у стенки Добровольного флота до середины 20-ых годов,
где и затонуло. Вот такая судьба красавца парохода-крейсера.
По «Москве» («Печенге»), если кратко, то всё.

На переднем плане — канонерская лодка «Манджур»:


Художнин на гюйсштоке нарисовал государственный флаг России,
но это скорее всего для того, что бы показать принадлежность корабля.

№4. Владивосток — на пристани:



В 1909 году на германской верфи «F.Schichau» для Добровольного флота было построено
5 однотипных судов: «Орёл», «Полтава», «Рязань».«Симбирск», «Пенза».
«Симбирск» и «Пенза» - уменьшенный вариант.

«ОРЁЛ»


«ПОЛТАВА»


«РЯЗАНЬ»


«СИМБИРСК»


«ПЕНЗА»


Суда предназначались для эксплуатации на экспрессной грузопассажирской линии между Владивостоком,
Нагасаки, Цуругой и Шанхаем.
Название на корме парохода прочитать не могу, но слово состоит из пяти букв.
Значит, или «ОРЁЛЪ», или «ПЕНЗА».
«Орёл» ушёл 7 ноября 1917 г. в загранплавание, вернулся 22 декабря 1919 г.
и окончательно ушёл в ночь с 30 на 31 января 1920 г.
А так как он числился вспомогательным крейсером, то и выкрашен был соответственно:


Выходит, что на рисунке «Пенза».

На «Пензе», в конце 1919 года, был отправлен на родину неудачливый мятежник
бывший генерал-лейтенант Р. Гайда.

Как-то так.
Кликабельно.
Tags: Владивосток, Гражданская война в России, Корабли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments