lot1959 (lot1959) wrote,
lot1959
lot1959

Categories:

«Куда ушёл ваш китайчонок Ли»

Или работа над ошибками в работе над ошибками

21 августа 2016 года в своём ЖЖ я разместил эту фотографию с такой подписью:
«ВЗРЫВАТЕЛЬ», товарно-пассажирский пароход
«Добровольного флота», Россия.
Петропавловский порт, начало мая 1922г.
Судно у левого борта определить пока не удалось.
https://lot1959.livejournal.com/7835.html



Всё, название судна установлено, установлены также владелец, капитан,
когда судно пришло на Камчатку, откуда и когда ушло.
На фото «MAZATLAN», судно компании Олафа Свенсона («Olaf Swenson & Co»), США.
А при чём здесь китайчонок Ли?
«The Mazatlan was chartered for this year from the South
American-Mexican Steamship Co. through C.W. Cook of San Francisco as
broker, who also chartered the Casco to the Hudson’s Bay Co. last year
for service in this same district. The Casco was captained by O. Lee,
an old-time fur-trading master, who is now captain of the Mazatlan.»

https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=nyp.33433069082877;view=1up;seq=566

Теперь по порядку.
Несколько лет назад изучая эту фотографию, ориентируясь на даты прихода/ухода
«Взрывателя» в Петропавловский порт, мы с Павлом Калмыковым пришли к выводу
что фотография сделана в мае 1922 г., в чём и не ошиблись.
А вот с датировкой другого фото я поспешил и ... ошибся.

https://lot1959.livejournal.com/16784.html

В записи «Работа над ошибками Часть 1» мною это фото датировано ноябрём 1921 г.,
а корабли и суда указаны следующим образом:


Но если первые 3 судна названы верно, то четвёртое, из-за ошибочной датировки фото, определено не правильно.
Хотя мною была сделана оговорка: «Мы знаем, что ещё 16 сентября в порт заходило японское судно «УРАЗИВО-МАРУ». Могло оно остаться в Петропавловске более чем на 2 месяца? В принципе — нет. Ну а если очень надо, то могло. Сравниваем с судном у кошки. Сходство есть и не маленькое. Единственно, на фото у парохода труба прямая. Но рисунок ещё конца 19 века, конструкция всего парохода, а не только трубы могла претерпеть изменения, да и рисунок — это не фотография, вполне возможна вольность художника. Конечно, с моей стороны сделана некая натяжка в определении этого судна. Но пока никакого другого нет, будем считать это за «УРАЗИВО-МАРУ»
Нет бы мне сравнить верхнее фото и это, ну а что там ещё разглядишь? Что-то чёрненькое белеет, что-то беленькое чернеет...

По лету 2017 г., мой friend renton88 на одном из сайтов разместил вот эту фотографию из своей коллекции:

http://www.ilovekamchatka.ru/topic/4198-starye-fotografii-kamchatki-opredelyaem-kto-i-chto-na-snimkah/

Эта всё та же фотография, но немного обрезана. На ней нет «Взрывателя».
А вот теперь можно всё и рассмотреть. Сразу глаз выхватил силуэт знакомого белого судна (см. фото 1),
стоящего недалеко от кошки. С помощью Алексея Пастухова и Павла Калмыкова были расшифрованы японские
письмена под фото 2, установлены правильные названия всех восьми кораблей и судов.
Определена последовательность, согласно подписям, размещения кораблей на фотографии,
найдены, для идентификации, другие их фотографии. Установлено, что эта фотография сделана в мае 1922 года.
Вспомогательный крейсер японских ВМС «Канто» ушёл из Петропавловска 25 мая 1922 г. Значит фото сделано до этой даты.


1. «ВЗРЫВАТЕЛЬ» (「ウスリワーテク」),
товарно-пассажирский пароход Добровольного флота (ДФ), Россия.

В 1921-1922 годах в составе Северного экспедиционного отряда (СЭО).
Пришёл в Петропавловск 11 ноября 1921 года.
На нём в город были доставлены члены новой областной администрации.
Зимовал в Петропавловском Порту, по весне ходил во Владивосток и вернулся 3 мая 1922 года.
Про это судно я писал достаточно много, почитать можно здесь:
https://lot1959.livejournal.com/7835.html
и здесь:
https://lot1959.livejournal.com/16784.html

2. «BENDER BROTHERS» (「ベンダープラザー」),
шхуна торгового дома «Сайденберг и Виттенберг», США.

На фото — правее «СВИРИ», фотография сделано в начале мая, на сопках лежит снег.
«Весной (1922 г.) на полуостров засобирались традиционные поставщики продовольствия
и товаров — иностранные фирмы.
10 марта шхуна «Бендер Броз» торгового дома «Сайденберг и Виттенберг» вышла из Сиэтла,
а в апреле отсюда же отправился пароход компании «Гиббард, Свенсон и Ко».
В мае он посетил Усть-Камчатск (имеется в виду п/х «Мазатлан» - №7 на фото. Про него будет ниже).»

Гаврилов С. В. Вдоль камчатских берегов.
(Транспортное и рыбопромышленное освоение охотско-камчатского побережья в конце XIX - первой трети ХХ вв.)
Петропавловск-Камчатский, 2003.


Пусть никого не смущают романтичные изображения этой шхуны художником David Thimgan (1955-2003):

Художник родился спустя 33 года после гибели этой шхуны и видят художники по своему.
Модель шхуны «BENDER BROTHERS»:


http://www.modelshipmaster.com/products/sail_boats/Doghole_schooner.htm
Теперь сравним модель с фото:

В общем ничего романтичного, «корова и коробка», так называл свою шхуну лейтенант Королёв А.Н.,
годом ранее потерпевший кораблекрушение у берегов Камчатки и на обломках этой «коровы и коробки»
занесло его аж на Гавайские острова.
А «20 июня 1922 г. «Камчатский листок» напечатал заметку под заголовком «Подробности гибели шхуны “Bender Brothers”»: «2-го сего июня шхуна Торгового Дома “Сайденберг и Виттенберг” в 25 милях от Тигиля наскочила на подводную льдину и, получив пробоину, стала наполняться водой. Капитан шхуны повернул было к берегу, но, так как она быстро начала погружаться в воду, пришлось спустить катер и спастись. На шхуне погиб почти весь груз, вещи команды и С. Виттенберга. Вся команда спасена. 15-го вечером прибыли в Петропавловск на катере из Тигиля С. Виттенберг, капитан, старший механик шхуны и служащий Виттенберга Деулин.»
Гаврилов С. В. Вдоль камчатских берегов.
(Транспортное и рыбопромышленное освоение охотско-камчатского побережья в конце XIX - первой трети ХХ вв.)
Петропавловск-Камчатский, 2003.


3. «СВИРЬ» (「スウイリ」),
посыльное судно Сибирской флотилии, Россия.

В 1921-1922 годах в составе Северного экспедиционного отряда (СЭО).
«Флагман» Северного экспедиционного отряда.
https://lot1959.livejournal.com/24766.html
28 октября 1921 г. пришёл в Петропавловский порт, а 29 октября, высадившийся со «Свири» отряд занял город.
Облнарревком Камчатки состоящий из коммунистов ушёл в сопки партизанить, ушло и несколько сочувствующих
Советской власти. Власть в городе перешла к Временному Приамурскому правительству.

4. «КОСОКУ-МАРУ» (廣速丸),
угольный транспорт, Япония.
Его фотографии не нашёл,
но вот фото однотипного судна «НАНКИНГ-МАРУ» (南京丸) есть:

Информацию про «КОСОКУ-МАРУ» и его однотипные суда можно прочитать вот здесь:
http://jpnships.g.dgdg.jp/company/jpn_builder_009.htm
«...вечером 12 июня прибыл пароход «Kosoku-Maru», доставивший уголь для военных кораблей.»
The Death of an Old Enemy. Cruiser "Niitaka" End.
Roman V. Lapshin Union of Youth "ZAZ", Ukraine.
Voennyi Sbornik, 2013, Vol.(2), № 2

«9. 12 июня японский пароход «Косоку-Мару.»»
Гаврилов С. В. Вдоль камчатских берегов.
(Транспортное и рыбопромышленное освоение охотско-камчатского побережья в конце XIX - первой трети ХХ вв.)
Петропавловск-Камчатский, 2003.


Если фотография сделана в мае, то судно никак не могло прибыть в Петропавловск 12 июня.
В чём здесь проблема?
Я так понимаю что путаница с датами приходов судов в Петропавловск связана с тем,
что какое-то время суда стояли на рейде, а потом только регистрировались в порту, или не регистрировались совсем.
Поэтому нигде в мае 1922 г. не отмечено судно компании «Бэйчимо» («Baychimo»), а оно на других фотографиях присутствует.
С регистрацией был бардак, поэтому «30 июня 1922 г. особоуполномоченный временного Приамурского правительства в Охотско-Камчатском крае Х. П. Бирич издал приказ № 285, устанавливавший в петропавловском порту брандвахту, несение которой возлагалось на посыльное судно «Свирь». Теперь все прибывающие в порт суда, кроме японских кораблей, должны были останавливаться на внешнем рейде для досмотра, карантинного надзора и проверки документов. Только после этого им разрешался подход к пристани в ковше. Выход из порта допускался только при наличии особого пропуска, выданного штабом Петропавловского военного района.»
Гаврилов С. В. Вдоль камчатских берегов.
(Транспортное и рыбопромышленное освоение охотско-камчатского побережья в конце XIX - первой трети ХХ вв.)
Петропавловск-Камчатский, 2003.


А если оговорены особые правила регистрации японских судов, то почему их не могло быть и ранее?

5. «КАНТО» (関東),
вспомогательный крейсер, Япония.
До 1904 г. «МАНДЖУРИЯ», товарно-пассажирское судно
Восточно-Азиатской компании, Россия.

Пришёл в Петропавловск 30 октября 1921 г. Убыл 25 мая 1922 г.
Про него можно почитать по этой ссылке:
http://lot1959.livejournal.com/6546.html

6. «КОСЮ» (膠州),
вооружённое транспортное судно, Япония.

http://hush.gooside.com/name/k/Ko/Koshu/Koshu.html
«В этот же день (20 июня 1922 г.) на западный и восточный берега Камчатки ушли эсминцы,
в Усть-Камчатск и Анадырь убыл транспорт «Koshu», а на север «Musashi»»

The Death of an Old Enemy. Cruiser "Niitaka" End.
Roman V. Lapshin Union of Youth "ZAZ", Ukraine.
Voennyi Sbornik, 2013, Vol.(2), № 2.


Название «Koshu» читается по-русски «Косю».
А вот когда судно прибыло в Петропавловск не указано.
Очень интересный кораблик, доставил «большую радость» при его идентификации.

7. «MAZATLAN» (「マザトラン」),
судно компании Олафа Свенсона («Olaf Swenson & Co»), США.

https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=nyp.33433069082877;view=1up;seq=566

«Весной (1922 г.) на полуостров засобирались традиционные поставщики продовольствия
и товаров — иностранные фирмы.
10 марта шхуна «Бендер Броз» торгового дома «Сайденберг и Виттенберг» вышла из Сиэтла,
а в апреле отсюда же отправился пароход компании «Гиббард, Свенсон и Ко».
В мае он посетил Усть-Камчатск. После Усть-Камчатска судно Свенсона «Мазатлан»
прибыло в Петропавловск, откуда 2 июня оно снялось на западный берег до Охотска.»

Гаврилов С. В. Вдоль камчатских берегов.
(Транспортное и рыбопромышленное освоение охотско-камчатского побережья в конце XIX - первой трети ХХ вв.)
Петропавловск-Камчатский, 2003.


У Сергея Витальевича Гаврилова в этой же книге приводится список прихода/ухода
кораблей и судов в Петропавловский Порт за каждый год. 1922 г.:
«№3 Середина мая. Шхуна торгового дома «Гиббард, Свенсон и Ко.»

«En direkt ângbâtslinje Seattle—Siblrien har startats af Olaf Swenson & Co.
i Seattle med motorskeppet Mazatlan, som afgâtt till Okhotska
hafvet och Petropavlovsk. Skeppet har 1,600 tons varor, som i Sibirien
skola utbytas mot pälsverk, betar och guld. Som passagerare medfölja
flera guldsökare, gamla Alaskamän.»

Vestkusten, Number 23, 8 June 1922.

«After a stormy voyage across the
Pacific, the motor ship Mazatlan, of Olaf Swenson & Co , the new
Pacific-Russian trade combine for Siberian and Kamchatkan development,
will reach Petropavlovsk, Kamchatka, tonight or tomorrow, according to
wireless messages from the vessel received here today. The Mazatlan
left Seattle April 9 with the first passengers ever carried direct
from America to Siberia and Kamchatka, also a 51,000,000 cargo of
trading supplies.»

Morning Oregonian. (Portland, Or.) 1861-1937, May 01, 1922, Page 16
SEATTLE, Wash., April 30. (Special.)

В газете указана предполагаемая дата прибытия судна в Петропавловск:
30 апреля, или 1 мая 1922 г.

Владелец судна Олаф Свенсон позже напишет: «… revolution, as
offhand as that, and who had been warned by events, could have kept
his nose out of trouble, but the following year (1922) I was back
along the coast of Kamchatka in the motorship Mazatland. By then the
Whites had gained control of the whole coast.»

Olaf Swenson. Northwest of the world; forty years
trading and hunting in northern Siberia. 1944. p.154.


8. «МУСАСИ»(武蔵),
учебный корабль (корвет) ВМС Японии.

«...а 29 мая снова появился «Musashi».»
The Death of an Old Enemy. Cruiser "Niitaka" End.
Roman V. Lapshin Union of Youth "ZAZ", Ukraine.
Voennyi Sbornik, 2013, Vol.(2), № 2


«5. 29 мая, японский крейсер «Мусаши-Кан» и пароход «Кие-Мару».
Гаврилов С. В. Вдоль камчатских берегов.
(Транспортное и рыбопромышленное освоение охотско-камчатского побережья в конце XIX - первой трети ХХ вв.)
Петропавловск-Камчатский, 2003.


Большое спасибо за помощь:
Алексею Пастухову (Nie-junmen),
Павлу Калмыкову (https://callmycow.livejournal.com/),
отдельное спасибо Алексею за предоставленное фото (https://renton88.livejournal.com/).

Опознание кораблей и судов на этой фотографии было сделано давно, но ни как руки не доходили выложить.
Будет продолжение, уж очень много концов в разные стороны расходятся от этого снимка.

Всё кликабельно.
Tags: Альбом ВсКР "КАНТО", Гражданская война в России, Камчатка, Корабли, США, Стен Бергман, Япония
Subscribe

  • «Корабли оякорили бухты». Часть 31.

    Владивосток, август 1919 г. Исходники: Виктору (viter59) с А-базы, большое спасибо за склеивание панорамы и за придание ей…

  • Спрашивают - отвечаю

    «БОЙКИЙ» vs «ГРОЗНЫЙ» Какой из 2-х миноносцев был сдан французским властям в Сайгоне в 1918 г. до сих пор не утихают споры, мнения разделились…

  • Штормит

    "Владимир Комаров" "Фёдор Шаляпин" Кликабельно. А пока всё. Сижу сочиняю пост про форму ВМФ образца 1917 г. (которую придумало…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments