lot1959 (lot1959) wrote,
lot1959
lot1959

Categories:

Товаро-пассажирский пароход Добровольного флота «ЯНА». Россия.



В 1886 г. для британской компании «China Navigation Company» было построено судно «CHINGTU».

Основные характеристики:
Вместимость: 2336 брт / 1423 нрт.
Водоизмещение: 4500 т.
Размерения: 96,10 — 11,6 — 7,19 / 5,49 м.
Мощность машины: 1500 инд. л.с. / 249 нар. л.с.
Скорость: 11,0 узл.
Запас угля: 480 т.
Дальность плавания: 3900 миль при 10,5 узл.
Число пассажиров: 14 (1 класса), 12 (2 класса), 300 (3 класса).
Грузоподъёмность: 2234 т.

Судно было приписано к Лондону, однако вся его служба проходила в водах Тихого океана.
В 1909 г. оно было приобретено шанхайской компанией
«Ping An Steam Ship Company» и переименовано в «CHINGTUAN».
В 1911 г. судно сменило владельца, и стало принадлежать
норвежской судоходной компании «Jacob Christensen» с местом приписки в Бергене.
Изменилось и название, теперь оно наименовалось «CHINGTUFU».
Но регион плавания оставался прежним — Азиатско-Тихоокеанский.
В 1914 г. судно приобрёл русский Добровольный флот назвав его «ЯНА».
Пароход приписали к Владивостоку.
И он стал совершать регулярные рейсы между населёнными пунктами Охотско-Камчатского края.
Некоторое время назад, просматривая ЖЖ уважаемого коллеги welder_history,
на этом коллаже усмотрел силуэт знакомого судна:



http://welder-history.livejournal.com/245907.html

Несмотря на начавшуюся Гражданскую войну в России, суда Добровольного флота продолжали поддерживать связь с нашими поселениями на дальневосточных берегах, хотя количество рейсов сократилось.

Владивосток, февраль 1920 г.
У пристани британское судно «GVENETH», за ним пароход Добровольного флота «ЯНА».



Фотография сделана латышским стрелком.
В это время латыши из состава Имантского полка (Imantas pulks) грузились на английский пароход для отправки домой.

Самая большая фотосессия «Яны» была сделана в Петропавловске-Камчатском в сентябре 1920 года.
Эту панораму я уже приводил:



«ЯНА» с другого ракурса:





Увы, качество фотографий только такое, они взяты из альбома Вольского М.П.:
http://frontiers.loc.gov/service/ndlpcoop/mtfxtx/txr/rvl0001/

Правда, мне обещали прислать эти фотографии в нормальном разрешении,
но прошёл почти год, а как известно, обещанного 3 года ждут...

Так почему же 1920-ый год?

На этой странице альбома

есть ещё и такое фото:

Это — транспортное (гидрографическое) судно Сибирской флотилии «ОХОТСК». На панораме оно под №2.
И «Охотск» мог пересечься с «Яной» только в сентябре 1920 г.
Большое спасибо Сергею Витальевичу Гаврилову за его таблицы прихода - ухода судов:


Фотографии из альбома Вольского М.П. требуют своего исследования.
Но не в таком качестве и расширении. Я не филателист и ошибки вполне возможны.


20 ноября 1920 г. следуя с Камчатки во Владивосток, «Яна» попала в шторм и потеряла руль. На помощь пришёл американский пароход «Paulet», он отбуксировал аварийную «Яну» в Хокодате. Однако сумма за спасение, которую потребовали судовладельцы американского парохода, для Добровольного флота оказалась слишком высокой.
«Яна» была продана с аукциона, а вырученная сумма пошла на оплату спасательных работ.
Новым судовладельцем стала японская компания из Хокодате «Hasegawa Tozaburo», а судно в очередной раз переименовали в «TOYOKUNI MARU».
В августе 1922 года оно опять пришло с грузами в Петропавловск-Камчатский.
Вот эта фотография, как мне кажется, сделана именно в этот визит.
У пристани пароход Добровольного флота «КИШИНЁВ»,
а у его левого борта — «TOYOKUNI MARU» (ех. «Яна»).



Хотя, фото могло быть сделано и раньше.

22 апреля 1929 г. «Toyokuni Маru» выскочила на камни у берегов Хоккайдо при следовании с рыбаками из Хакодате на Камчатку и затонула.

Использованная литература:
Гаврилов С. В. Вдоль камчатских берегов: (Транспортное и рыбопромышл. освоение охотско-камч. побережья в конце XIX — первой трети XX вв.). — Петропавловск-Камчатский, 2003; Он же. Маленькие камчатские истории. — Петропавловск-Камчатский: Кн. изд-во Камч. печ. Двора, 20.

Информация со следующих ресурсов:
http://www.theshipslist.com/ships/lines/russianv.shtml
http://www.clydeships.co.uk/view.php?ref=20161


Кликабельно.
Tags: Владивосток, Гражданская война в России, Камчатка, Пассажирские суда
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments