lot1959 (lot1959) wrote,
lot1959
lot1959

Categories:

«Китайский сервиз». Часть 5.

1 (1).jpg

Немного информации о судах, построенных, приобретённых
и арендованных в Китае в конце XIX начале ХХ веков для нужд России.


За указанный период в Китае, для военного и торгового портов Владивостока,
а также для Инженерного и Артиллерийского управлений крепости Владивосток было построено:
8 специальных и вспомогательных судов;
3 вспомогательных судна, ранее построенных в Китае,
были приобретены Военным ведомством у частных судовладельцев;
2 китайских ледокола арендовались на непродолжительный срок.
Почти все заказанные в Китае суда (кроме одного) были построены
на шанхайской фирме «Shanghai Dock & Engineering Co. Ltd».
Shanghai Dock & Engineering Co.Ltd.


1. «ПУШКАРЬ»
Первым судном был буксирный пароход «ПУШКАРЬ», построенный в 1896 г.
по заказу Владивостокского крепостного артиллерийского управления.
Судно строила фирма « S.C.Farham & Co, Shanghai»,
вскоре преобразованная в «Shanghai Dock & Engineering Co. Ltd».

ТТХ на 1914 год:
Вместимость: 159 брт.
Водоизмещение: 180 т.
Размерения: 32,68 — 6,26 — 2,4 (2,91) м.
Мощность машины: 250 л.с.
Скорость: 9 узл.
Экипаж: 12 чел.

Пароход предназначался для перевозки грузов и буксировки барж с артиллерийским имуществом.
В этом качестве он проработал до 1916 г.
В конце 1916 г. перешёл в собственность Добровольного флота
и использовался для транспортировки пассажиров и грузов вдоль побережья залива Петра Великого.
В октябре 1922 года, после поражения на фронте белых сил (с 23.07.1922 г. Земская рать),
в составе кораблей и судов Сибирской флотилии ушёл в Гензан (Корея), где был продан и разобран на металл.
Фото отсутствует.

2. «БОГАТЫРЬ»
В 1910 году фирмой «Franz Oster und Co» в г Циндао (германская колония в Китае)
для Владивостокского крепостного артиллерийского управления
был построен ледокольный буксирный пароход «БОГАТЫРЬ».

«БОГАТЫРЬ», Владивосток, 15.01.1919 г.


ТТХ:
Вместимость: 306 брт.
Водоизмещение: 450 т.
Размерения: 35,96 — 7,6 — 3,04 м.
Мощность машины: 700 л.с.
Скорость: 9 узл.

Пароход пришёл во Владивосток в ноябре 1910 года и работал по обеспечению
круглогодичных перевозок артиллерийского имущества между городом и Русским островом.
В годы Первой мировой войны участвовал в ледокольных кампаниях и
проводке морских транспортов с военными грузами в порт Владивосток.
В декабре 1918 г. был взят в аренду Добровольным флотом и
эксплуатировался в качестве буксирного парохода.
В Гражданскую войну использовался противоборствующими воюющими сторонам
(в зависимости от того, кому принадлежала власть в городе).
После войны служил в различных портовых ведомствах.
Списан в начале 50-х годов.

3. «СЛАВЯНКА»
В 1914 году по заказу Главного управления торгового мореплавания и портов
для торгового порта Владивосток на верфи «Shanghai Dock & Engineering Co. Ltd»
был построен ледокольный буксир «СЛАВЯНКА».

«СЛАВЯНКА», Владивосток.


ТТХ:
Вместимость: 105 брт.
Размерения: 25,9 — 5,49 — 2,29 м.
Мощность машины: 350 - 375 л.с.

В первую же навигацию судно успешно работало во льдах толщиной до 0,3 м.
После Гражданской войны «Славянка» работала в порту,
с 1932-1936 гг. числилась в ВМФ как тральщик №12 и №17.

4. «ФАРВАТЕР»
Для Владивостокского военного порта в 1914 г.
на верфи «Shanghai Dock & Engineering Co. Ltd»
было сдано портовое судно «ФАРВАТЕР».

«ФАРВАТЕР» слева, справа минный транспорт «БАТАРЕЯ».

ТТХ:
Водоизмещение: 245 т.
Размерения: 33,5 — 6,1 — 2,13 / 2,43 м.
Мощность машины: 1200 л.с.
Скорость: 14 узл.

В годы Гражданской войны обеспечивал работу военного порта.
В 1921 г. гидрографическое судно Сибирской флотилии (белых),
в январе 1921 был вооружён одним 47-мм орудием и зачислен в класс посыльных судов.
Принимал участие в боевых действиях против партизан.
24 октября 1922 г., после поражения на фронте белых сил (с 23.07.1922 г. Земская рать),
в составе кораблей и судов Сибирской флотилии ушёл за границу.
23 января 1923 г. пришёл на Филиппины.
Вскоре был продан местному судовладельцу.

5. «КАЗАК ХАБАРОВ»
По контракту Владивостокского крепостного инженерного управления с
«Shanghai Dock & Engineering Co. Ltd» в 1915 году был построен
портовый ледокол «ГЕНЕРАЛ – АДЪЮТАНТ СУХОМЛИНОВ»,
переименованный в декабре 1916 г. в «КАЗАК ХАБАРОВ».

«КАЗАК ХАБАРОВ», Владивосток.


ТТХ:
Вместимость: 679,14 брт.
Водоизмещение: 1035 — 1050 т.
Размерения: 49,2 — 10,35 — 4,87 м.
Мощность машины: 1200 л.с.
Скорость: 12 узл.

Пришел во Владивосток 15.1.1916, успешно пробив канал во льду в проливе Босфор-Восточный;
на ледовых испытаниях преодолевал лед в 0,35 м.
Ледокол оказался эффективным и удачным в эксплуатации,
по его образцу были построены три ледокола:
«КАЗАК ПОЯРКОВ», «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ» и «БАЙКАЛ».
В годы Первой мировой войны участвовал в ледокольных кампаниях
и проводке морских транспортов с военными грузами в порт Владивосток.
В декабре 1918 г. сдавался в аренду Добровольному флоту.
В годы Советской власти служил в различных ведомствах, как военных, так и гражданских.
Во время Великой Отечественной войны в составе ТОФ обеспечивал действия кораблей флота.
Сдан на слом в середине 1950-х годов.


С началом Первой мировой войны, Владивостокский порт долгое время оставался
единственным морским портом связующим Россию с остальным миром.
Нагрузка по перевалке грузов была колоссальная, а для круглогодичной проводки судов катастрофически не хватало ледоколов.
«Стало очевидно, – писал командир Владивостокского порта контр-адмирал П.В. Римский-Корсаков, – что имеемые во Владивостоке ледокольные средства совершенно недостаточны, и с ними никак нельзя гарантировать беспрепятственное сообщение зимой с морем, так что во что бы то ни стало было необходимо принять самые решительные меры к усилению их.»
В годы войны все три «водоплавающих» ведомства Владивостока заказали и построили у «Shanghai Dock & Engineering Co. Ltd» ещё по ледоколу.
Новые ледоколы строились по образцу «Казака Хабарова».

6. «КАЗАК ПОЯРКОВ»
По заказу Министерства торговли и промышленности
для Владивостокского торгового порта в 1916 г.
был сдан портовый ледокол «КАЗАК ПОЯРКОВ».

«КАЗАК ПОЯРКОВ», Владивосток, 1927 г.



ТТХ:
Вместимость:
Водоизмещение: 680 брт.
Размерения: 48,70 — 10,36 — 5,18/4,45 м.
Мощность машины: 1200 л.с.

После окончания Гражданской войны портовый ледокол«Казак Поярков»
обслуживал Владивостокский торговый порт.
25 июля 1941 г. ледокол подорвался на мине. Погибли 30 человек, спаслись 15.

7. «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ»
Для Владивостокского крепостного артиллерийского управления в июле 1916 г.
построен буксирно-грузовой пароход ледокольного типа «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ».

«ИЛЬЯ МУРОМЕЦ», Олонгапо (Филиппины), 1923 г.


ТТХ:
Вместимость: 444 брт.
Водоизмещение: 770 т.
Размерения: 44,32 — 7,91 — 4,6 м.
Мощность машины: 1200 л.с.
Скорость: 14 узл.

Ледокол предназначался для обслуживания Владивостокского крепостного артиллерийского склада.
В годы Первой мировой войны участвовал в ледокольных кампаниях и
проводке морских транспортов с военными грузами в порт Владивосток.
С августа 1921 г. в составе Сибирской флотилии (белых), как канонерская лодка,
вооружён одним 40-мм орудием «Виккерс».
Принимал участие в боевых действиях против партизан.
24 октября 1922 г., после поражения на фронте белых сил (с 23.07.1922 г. Земская рать),
в составе кораблей и судов Сибирской флотилии ушёл за границу.
В марте 1923 г. пришёл на Филиппины и в 1926 г. был продан.

8. «БАЙКАЛ»
В марте 1917 г. во Владивосток пришёл портовый ледокол «БАЙКАЛ»,
построенный для нужд Владивостокского военного порта.

«БАЙКАЛ» справа и тральщик «АЯКС» слева.
Рейд Усуна (Китай), 09.01.1923 г.



ТТХ:
Вместимость: 779 брт.
Водоизмещение:1275 т.
Размерения: 0,7 — 10,95 — 5,6 м.
Мощность машины: 2270 л.с.
Скорость:14 узл.

Ледокол работал на проводке судов в зимний период.
С 15.10.1920 - 01.05.1921 гг. находился в аренде у японских интервенционных сил,
обеспечивая действия ВМС Японии у берегов России.
В сентябре 1921 г. зачислен в Сибирскую флотилию (белых) как канонерская лодка.
Получил вооружение: 1 - 152-мм. 1 - 40-мм «Виккерс».
Участвовал в боевых действиях против партизан.
23 октября 1922 г., после поражения на фронте белых сил (с 23.07.1922 г. Земская рать),
вместе с другими кораблями и судами,
под флагом командующего Сибирской флотилией контр-адмирала Г.К. Старка ушёл за границу.
23.01.1923 г. пришёл на Филиппины. В 1927 г. продан американской судоходной компании.

9. «ЦЗИНЛИН» и 10. «ТУНЛИН»
В январе 1916 г. для нужд Владивостокского военного порта в Тянь Цзине
были взяты в аренду два небольших китайских ледокола «ЦЗИНЛИН» и «ТУНЛИН»
мощностью соответственно 900 и 700 л.с.
У нас эти суда получили временные наименования:
«ЛЕДОКОЛ № 1» и «ЛЕДОКОЛ № 2». В самом конце марта 1916 г. их вернули владельцам.
Фотографий нет.

11. «ИНЖЕНЕР» и 12. «СТРЕЛОК»
Следует упомянуть о 2-х однотипных буксирно-пассажирских пароходах ледокольного типа
«ИНЖЕНЕР» и «СТРЕЛОК» приобретённых для Владивостокского крепостного инженерного управления
в октябре 1916 года и о буксирном пароходе «ФОРТ»,
Владивостокского крепостного артиллерийского управления приобретённого так же в 1916 году.
Эти суда, построенные в Китае, ранее принадлежали частным судовладельцам.

«ИНЖЕНЕР», Владивосток, 1919 г.


ТТХ:
Вместимость: 214 брт.
Водоизмещение: 346 т.
Размерения: 41,2 — 6,74 — 3,3
Мощность машины: 350 л.с.
Скорость: 8 узл.
Экипаж: 24 человека.

Пароход использовался как служебное судно Владивостокского
крепостного инженерного управления, привлекался и для ледовых проводок.
В декабре 1918 г. сдан в аренду Добровольному флоту
в качестве буксирно-пассажирского парохода.
В годы Советской власти в Морских силах Дальнего Востока
как гидрографическое судно.
23.04.1925 г. переименован в «ГИДРОГРАФ»,
а 01.01.1932 г. в «ПРИБОЙ».
20.10.1938 г. списан на слом после аварии.

«СТРЕЛОК», Владивосток, 23.04.1920 г.
На заднем плане «ХИДЗЭН» («肥前»), броненосец, Япония.
До 1905 г. эскадренный броненосец «РЕТВИЗАН», Россия.



ТТХ:
Вместимость: 214 брт.
Водоизмещение: 346 т.
Размерения: 41,2 — 6,74 — 3,3 м.
Мощность машины: 350 л.с.
Скорость: 8 узл.
Экипаж: 24 человека.

Пароход использовался как служебное судно Владивостокского
крепостного инженерного управления, привлекался и для ледовых проводок.
В 1917 г. сдан в аренду Добровольному флоту
в качестве буксирно-пассажирского парохода.
В годы Гражданской войны числился в различных ведомствах той,
или иной из противоборствующих сторон.
24 октября 1922 г.,после поражения на фронте белых сил (с 23.07.1922 г. Земская рать),
вместе с другими кораблями и судами Сибирской флотилии ушёл за границу.
В январе 1923 г. сдан на хранение в Шанхае (Китай). Дальнейшая судьба неизвестна.

13. «ФОРТ»
Буксирный пароход.
ТТХ:
Вместимость:
Водоизмещение: 86,1 брт.
Размерения: 22,2 — 5,2 — 1,83 / 2,13 м.
Мощность машины: 250 л.с.
Скорость: 8 узл.

Использовался в качестве служебного парохода
Владивостокского крепостного артиллерийского управления.
В годы Гражданской войны числился в различных ведомствах той,
или иной из противоборствующих сторон.
С октября 1922 г. в штатах Владивостокской крепости.
В1924 г. в подчинении Начальника инженерной службы
5-ой Краснознамённой армии.
До 1926 г. порт приписки Владивосток № 104.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Фотографий нет.

Использованная литература:
В.Г. Андреенко. Ледокольный флот России 1860-е – 1918 гг.:
«Европейские издания»; Москва; 2009
ЛапшинР.В. , Коробейников А.В. Забытый военный флот России.:
Ижевск. Иднакар, 2013г.
Яковенко Л.А.. Флотилия Владивостокской крепости.
http://jakol.ru/Vv15v0p1.htm

Продолжение следует.

P.S.
Ранее упоминалось, что Алексей Пастухов готовит статью по китайской интервенции
в России в годы Гражданской войны.
Статья вышла в журнале «Арсенал-Коллекция».
Очень добротная и обстоятельная, рекомендую.


Кликабельно.
Tags: Владивосток, Гражданская война в России, Китай, Китайский сервиз, Корабли, Ледоколы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments