lot1959 (lot1959) wrote,
lot1959
lot1959

Categories:

Владей Востоком, Государь

Часть 2.

«1. Надлежит на Камчатке или в другом тамож месте зделать один или два бота с палубами.
2. На оных ботах плыть возле земли, которая идет на норд, и по чаянию понеже оной конца не знают кажется, что та земля - часть Америки.
3. И для того искать, где оная сошлась с Америкой и чтоб доехать до какого города европейских владений или ежели увидят какой корабль европейской, проведать от него как оной кюст называют и взять на письме и самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и, поставя на карту, приезжать сюды.»
Пётр.
Декабря 23, 1724 года.»


А уже 24 января 1725г. (через месяц) экспедиция покинула Санкт-Петербург.
Сибирским властям был послан царский указ - всецело оказывать помощь и содействие предстоящей экспедиции.
Из Петербурга отправилось 26 человек на 25 подводах с материалами для экспедиции. Помимо моряков в состав экспедиции входили: лекарь, геодезист, десятник с 3-мя плотниками, 2 конопатчика, 2 «парусника» и кузнец.
Везли всё, от гвоздей, до якорей, парусов и пушек. Провизией должны были запастись в Якутске.
8 февраля прибыли в Вологду, где к экспедиции присоединилось ещё 7 человек, включая капитана Беринга.
Экспедиция последовала через Тотьму, Устюг, Сольвычегодск, Кайгородок, Соликамск, Туринск и Тюмень и 16 марта прибыли в Тобольск.
15 мая отправились в дальнейший путь по Иртышу и Оби.
Задержка была вызвана постройкой речных судов, построили: 4 дощеника и 7 лодок.
Доплыли до Маковского острога на реке Кеть. Путь до Енисейска был пройден по суше, затем по Енисею и Верхней Тунгуске путешественники добрались до устья Илима, впадающего в Верхнюю Тунгуску, и в конце сентября прибыли в Илимск, где зазимовали.
К концу весны 1726 г. были построены суда, на которых в июне экспедиция по Лене прибыла в Якутск.
Ещё в начале мая в Якутск был послан гардемарин Чаплин с предписанием — приготовить тысячу пар кожаных сум для муки.
Сразу же по прибытию в Якутск, Беринг потребовал от местного воеводы заготовить 600 лошадей для перевозки муки из Якутска в Охотск.
Там же в Якутске были закуплены быки и коровы, их следовало перегнать в Охотск.
Экспедиция, разделившись на несколько партий, отправилась в Охотск.
Так как грузов было много, каждую партию сопровождали специально для этого выделенные люди. К примеру, партию лейтенанта Шпанберга сопровождали 204 человека. Для постройки судов, ещё ранее, в Енисейске были взяты солдаты и мастеровые.
Сам капитан Беринг из Якутска в Охотск выехал 16 августа 1726 г. Дорога у него заняла 45 дней.
«Путь сей совершил он без всяких особенных приключений; не говоря о тех препятствиях и неудовольствиях, кои должен он был неизбежно переносить; ехавши тысячу вёрст верхом по весьма дурной, болотной и гористой дороге.»
писал гардемарин Чаплин, сопровождавший Беринга в дороге.
Прибыв в Охотск 1 октября, капитан осмотрел строившееся для экспедиции судно, которое должно было доставить экспедицию на Камчатку.
Оказалось, что амбары для провизии в Охотске «чрезвычайно ветхи» и все люди были поставлены на постройку новых. После постройки амбаров стали спешно возводить жильё.
Рапорт из Охотска от 28 октября: «Отправленный из Якутска сухим путём провиант, последний прибыл в Охотск 25 октября на 396 лошадях. В пути пропало и померло 267 лошадей за неимением фуража. Во время путешествия к Охотску, люди терпели великий голод, от недостатка провианта ели ремни, кожи и кожанные штаны и подошву. А прибившиеся лошади питалися травою, доставая из под снега; понеже за поздым приездом в Охотск сена заготовить не успели; да и немножко было: все перемёрзли от глубоких снегов и морозов. А остальные служители прибыли нартами на собаках в Охотск.»
Дорога от Санкт-Петербурга до Якутска заняла год, и несмотря на длинные переходы и трудности пути, удалось преодолеть её без потерь.
Но самым коварным оказался участок пути от Якутска до Охотска — конечной цели сухопутного путешествия.
Все грузы были помещены во вьюки и погружены на лошадей.
Из 663 лошадей от бескормицы в пути погибла половина. Люди тоже жестоко страдали от отсутствия еды, но им ещё приходилось делать волокуши и тащить на себе грузы, заменяя таким образом погибших лошадей. Тащить приходилось по пояс в снегу...
Больше всех пострадала партия лейтенанта Шпанберга, люди из которой, добрались до Охотска только в начале января 1727г. Часть грузов ему пришлось оставить у Юдомского креста.
Окончательно почти все, оставленные по дороге материалы, удалось собрать и привести в Охотск только в начале апреля.
А в июне, геодезист Лужин довёз остатки припасов и муки. При этом он привёл только 11 лошадей из 100...
Кстати, в Якутии самые низкие температуры в зимний период.
Но всё хорошо, что хорошо кончается.
К началу июня новое судно было построено, его нарекли «Фортуной», и 1 июля лейтенант Шпанберг на вновь построенном судне, загрузив припасы и продовольствие, отправился на Камчатку, в Большерецк.
Тем временем, с Камчатки пришёл бот с ясашной казной. Бот оказался повреждённым и его починка заняла 2 месяца. Пока шёл ремонт судна, из Якутска прибывали новые партии продовольствия и припасов.
11 августа вернулся лейтенант Шпанберг и 22 августа, погрузив остатки провизии и материалов, оба судна вышли в море.
4 сентября 1727г. корабли вошли в реку Большую на Камчатке, а 6 сентября капитан Беринг со всей командой на 20 ботах убыл в Большерецкий острог.
Весь сентябрь занимались перевозкой грузов с судов в острог.
Большерецк к тому времени представлял собой небольшое селение, где русских дворов было 17.
6 Октября из Нижне-Камчатска для экспедиции по реке прибыли 40 ботов.
Всю зиму и весну 1728г. из Большерецка в Нижне-Камчатск шла переброска грузов для экспедиции (833 версты), зимой на нартах, запряжённых собаками, весной на ботах.
Промежуточной базой служил Верхне-Камчатский острог - 22 двора.
Нижне-Камчатский острог имел 40 дворов и был растянут вдоль берега реки на одну версту.
Наконец, 4 апреля 1728г. при собрании всей команды заложили бот.
«Июня 9 дня по отправлении Божественной литургии, нарекли новопостроенный бот Гавриилом и спустили благополучно на воду.»
13 июля 1728 г. «Гавриил» вышел из устья реки Камчатки в море и взял курс на север. На его борту находилось 44 человека во главе с начальником экспедиции Берингом.
А 16 августа 1728 года считается днем открытия пролива между Евразией и Америкой. «15 дня дошли до северной ширины 67°19' и длины от устья реки Камчатки 30°14', а в правой стране по курсу нашему от острова земли не видал, и земля больше к северу не простирается и накланяется к западу, и потом, россуждал, что данный мне указ исполнил, и возвратился назад.»
2 сентября судно вошло в устье реки Камчатки. Первая Камчатская экспедиция была закончена. Она продолжалась 50 дней...
В Нижне-Камчатске экспедиция зазимовала. Во время зимовки Берингом был получен указ Адмиралтейств-коллегии о необходимости описания и составления подробной карты Камчатки. В начале июня 1729 г. „Св. Гавриил” вновь вышел в море и направился на восток. Не встретив земли на расстоянии в 200 верст от берега Камчатки, корабль повернул на юг и в конце июня, обойдя мыс Лопатка, прибыл в Охотск.
1 марта 1730 г. Беринг и другие члены экспедиции вернулись в Санкт-Петербург.

Для того что бы совершить морское путешествие, европейскому мореплавателю достаточно подобрать подходящее судно, нанять команду, загрузить трюмы провизией и отправиться к изведанным, или неизведанным берегам.

В нашем случае, потребовалось 3,5 года для того, чтобы выйти в море.
3,5 года тяжелейших дорог, лишений, голода, холода. Приходилось строить жильё, лодки, амбары, судно для переправки в Большерецк.
И уже в Нижне-Камчатске построили основной экспедиционный корабль — «Св. Гавриил».
«Поелику от Якутска к Охотску надобно совершать большую часть пути верхом; то канаты и даже тонкие снасти развивали по стреньгам и потом опять ссучивали. Даже якори разбивали на несколько частей и в Охотске опять сваривали. Подобными снастями и якорями снабжались все охотские суда до 1807 года; когда отправили из Кронштадта почтеннаго В.М. Головнина с такелажем и разными припасами для Охотского и Камчатского портов.» Берх - Первое морское путешествие россиян.
Для того, что бы 44 человека вышли в море и пробыли там 50 дней, были задействованы громадные людские и тягловые ресурсы. Сотни людей, сотни лошадей обеспечивали экспедицию, со всей Камчатки были собраны собаки, нарты, боты для перевозки вещей экспедиции.


Через 2 года началась Великая Северная экспедиция, которая потребовала ещё большего напряжения сил и средств. По прежнему, единственной дорогой, связывающей Россию с Тихим океаном оставался вьючный путь от Якутска до Охотска. Правда, на этот раз удалось избежать многочисленного падежа лошадей и бедствий голода. Для перевозки снаряжения лошадей больше не использовали.
Основной тягловой силой становились люди. Поэтому, продукты и снаряжение перевозили зимой по лыжне. Каждого человека ставили на лыжи и выдавали груз в 6 пудов. Этот груз он тащил на нартах до реки Урак. На берегу реки построили склады и жильё. Потом налегке возвращались обратно за другой партией груза и так 15 раз за зиму. Летом, накопленные припасы переправляли через реку в Охотск. Питание хоть и было очень скудным, но оно было.
Экспедиция, длившаяся 10 лет, закончилась в 1743г.
И вроде уже можно вздохнуть спокойно и продолжить жить тихой, размеренной жизнью.
Но пришла беда откуда не ждали.

Продолжение следует.
Tags: Владей Востоком
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments