lot1959 (lot1959) wrote,
lot1959
lot1959

Categories:

Работа над ошибками

Часть1.

Несколько лет назад, определяя суда на этой фотографии,
я их атрибутировал таким образом:


В альбоме «КАНТО», вытащенным мною с просторов интернета 05.10.2016г.
есть такая более полная фотография:


По подписи под фото и по контексту самого альбома судно подписанное мною как «КИШИНЁВ», на самом деле — японский вспомогательный крейсер «КАНТО». Другие мои подписи на этом фото остаются прежними (названия других судов, дата), правда добавляется ещё одно судно:
справа у причала пароход ДФ «ВЗРЫВАТЕЛЬ». Он легко определяется по белой надстройке за трубой и бортовым кранам (на всех фото этого судна они торчат как рожки).
На «моём» фото «ВЗРЫВАТЕЛЬ» обрезан.
То и другое фото делал один фотограф, правда, «мой» снимок
из альбома командира Красной Армии Вольского М.П.
Вот в таком виде и в таком размере можно выудить эту фотографию из этого альбома:


Сам альбом находится здесь:
http://frontiers.loc.gov/service/ndlpcoop/mtfxtx/txr/rvl0001/

Теперь хочется разобраться — почему была сделана мною ошибка в определении судна, стоящего кормой к берегу.

Небольшой экскурс в отечественную историю.
26 мая 1921г. во Владивостоке произошёл переворот, было свергнуто Правительство Приморской областной земской управы (назовём его — красное) и власть перешла к Временному Приамурскому правительству Меркулова С.Д. (белое).
Камчатская область, так же как и Приморье, входила в образованную 06.04.1920г. Дальневосточную республику (ДВР).
Всё снабжение области осуществлялось по морю и в этом отношении Камчатка сильно зависела от Владивостокских властей.
Власть на Камчатке находилась в руках Камчатского Областного Народно-Революционного комитета. Комитет возглавляли большевики.
Летом 1921г. Приморское правительство приняло решение распространить свою власть на Охотскую и Камчатские области.
Официальный повод — Москва в ближайшее время сдаст Камчатку в концессию США, мы же русской землёй не торгуем и не дадим большевикам осуществить свои планы.
Не официальный — чувствуя зыбкость своего политического и военного положения, Приморские власти собирались эвакуироваться на Камчатку. Планировалось вывести туда всех недовольных Советской властью, перевести гражданское и военное управления, воинские части и Сибирскую военную флотилию.
В планы входило образование автономного государства на территории Камчатско-Охотского края.
Задача захвата власти в этих областях была возложена на сформированный из добровольцев Северный экспедиционный отряд (СЭО) во главе с войсковым старшиной В.И. Бочкарёвым.
Гражданское управление должна была возглавить администрация под руководством Х.П. Бирича. Он был назначен Особоуполномоченным в Охотско-Камчатском крае.
Для перевозки военных, гражданских чинов и груза был зафрахтован пароход Д.Ф. «КИШИНЁВ», а от Сибирской флотилии в помощь проведения военной операции было выделено посыльное судно «СВИРЬ».
В ночь с 24 на 25 сентября 1921г. отряд вышел в море.
6 октября был захвачен Охотск.
Отряд проследовал в Олу, далее в Наяхан.
Для захвата Петропавловска-Камчатского на ПС «СВИРЬ» был отправлен отряд под командованием генерал-майора Полякова Н.А.

Теперь источники.
Как таковых источников нет. Есть литература:
В.П. Пустовит. ПРОТИВОСТОЯНИЕ.
Очерки истории гражданской войны в Охотско-Камчатском крае.
ВОПРОСЫ ИСТОРИИ КАМЧАТКИ. Выпуск 1, 2005 г.,
М.Ф. Орлов. НА КАМЧАТКЕ В 1921 И 1922 ГОДАХ.
Вопросы истории Камчатки (сборник). Выпуск 2. 2006 г.
С.В.Гаврилов ВДОЛЬ КАМЧАТСКИХ БЕРЕГОВ.
(Транспортное и рыбопромышленное освоение охотско-камчатского побережья в конце XIX - первой трети ХХ вв.)
Петропавловск-Камчатский. Камчатский печатный двор. Книжное издательство. 2003г.
Р.В. Лапшин, А.В.Коробейников. ЗАБЫТЫЙ ВОЕННЫЙ ФЛОТ РОССИИ.
Ижевск. Иднакар, 2013г.

Читаем «..24 октября 1921 г. «Свирь» взяла курс на Петропавловск. Для операции по занятию города была выделена 1-я сотня под командой подполковника Кузнецова. Общее руководство поручено начальнику штаба СЭО генерал-майору из казаков Никите Андреевичу Полякову.
...28 октября 1921 г. пароход «Свирь» подошел к Авачинской губе. В первую очередь следовало занять маяк. Шестеро добровольцев, прыгнув в шлюпку, быстро справились с этой задачей и пошли далее по берегу, «равняясь со «Свирью» и освещая местность до Солеварки» (ныне район Богородского озера).
...Х. П. Бирич отправился на «Кишиневе» в Петропавловск...
...Вечером 11 ноября 1921 г. «Кишинев» встал на якорь на внешнем рейде Авачинской губы. Прибывший на корабль генерал Н. А. Поляков доложил Биричу, как был занят Петропавловск.
...12 ноября «Кишинев» вошел на внутренний рейд и пришвартовался к берегу. Глава новой администрации Камчатки принял городского голову, представителей населения областного центра, различных фирм. Все они, по словам Бирича, приветствовали его и «выражали радость и благодарность Приамурскому правительству за спасение от большевиков и за восстановление в крае нормальных спокойных условий жизни»...»

В.П. Пустовит. ПРОТИВОСТОЯНИЕ.
Очерки истории гражданской войны в Охотско-Камчатском крае.
ВОПРОСЫ ИСТОРИИ КАМЧАТКИ. Выпуск 1, 2005 г.

«...28 октября Свирь вошла в Авачинскую бухту. Переговоры вести не пришлось: члены облнарревкома с верными им людьми ушли в сопки. Советская власть в Петропавловске была низложена. 29 октября со «Свири» высадились казаки во главе с Н.А. Поляковым. 11 ноября в порт прибыл «Кишинёв», на борту которого находился новый глава региона — особоуполномоченный Временного Приамурского правительства в Охотско-Камчатском крае — известный дальневосточный рыбопромышленник Х.П. Бирич...»
Навигация 1921г. завершилась в ноябре. За её период в Петропавловск заходили не менее 16 судов (подсчитано автором по данным источника[67])— 4 мая — «Адмирал Завойко» из Владивостока;
— 6 июня — торговая шхуна «Каско» из Владивостока;
— 17 июня — пароход ДФ «Сишан» из Владивостока;
— 20 июня — японский крейсер «Читосе» и три миноносца;
— 22 июля — торговая шхуна «Бендер Броз»;
—12 августа — военный транспорт (канонерская лодка) «Магнит» из Владивостока;
— конец августа — пароход ДФ «Томск» из Владивостока;
— 6 сентября — «Сишан»;
— 8 сентября — частный пароход «Тунгус»;
— 16 сентября — японский пароход «Уразиво-Мару» из Хакодате;
— 4 октября — частная шхуна «Свобода»;
— 28 октября — военный буксир (канонерская лодка) «Свирь»;
— 11 ноября — пароход ДФ «Кишинёв».

С.В.Гаврилов ВДОЛЬ КАМЧАТСКИХ БЕРЕГОВ.
(Транспортное и рыбопромышленное освоение охотско-камчатского побережья в конце XIX - первой трети ХХ вв.)
Петропавловск-Камчатский. Камчатский печатный двор. Книжное издательство. 2003г.

Вот. В конце октября, в начале ноября в Петропавловск приходили только «СВИРЬ» и «КИШЕНЁВ»,
«СВИРЬ» узнаётся с ходу.


Но так как, по Гаврилову, никаких больше судов в это время в Петропавловск не входило,
то значит кормой к берегу - «КИШИНЁВ»
Похож? Несомненно.


Но на фотографии - судов больше двух. Мы знаем, что ещё 16 сентября в порт заходило японское судно «УРАЗИВО-МАРУ».
Могло оно остаться в Петропавловске более чем на 2 месяца? В принципе — нет.
Ну а если очень надо, то могло.
«URAJIWO MARU»


Сравниваем с судном у кошки:

Сходство есть и не маленькое. Единственно, на фото у парохода труба прямая. Но рисунок ещё конца 19 века, конструкция всего парохода, а не только трубы могла претерпеть изменения, да и рисунок — это не фотография, вполне возможна вольность художника.
Конечно, с моей стороны сделана некая натяжка в определении этого судна.
Но пока никакого другого нет, будем считать это за «УРАЗИВО-МАРУ».
Теперь что касается «КАНТО».
У Пустовита оно упоминается как зимовавшее в Петропавловске.
Но, у Гаврилова оно в список не включено и могло придти значительно позже, чем сделан этот снимок.
Да и тогда, когда я занимался атрибуцией фотографии как выглядит «КАНТО» не знал и даже не подозревал.
Позже, определяя суда на фотографиях Стена Бергмана, я нашёл это «КАНТО» сфотографированное как раз в том месте, где сделан первый снимок, но сопоставить эти фотографии не догадался.
Носовая часть «КАНТО»


Вот так делаются ошибки при определении кораблей и судов на фотографиях.
Причины: а) недостаточная источниковая база, б) плохое качество фотографий.
Что касается фотографий, мне обещали сделать нормальные копии снимков из альбома Вольского М.П.
Но, по всей вероятности, их не будет...

Петропавловский порт после прибытия «СВИРИ» и «КИШИНЁВА».
Слева направо: «КАНТО», «КИШИНЁВ», «СВИРЬ», ноябрь 1921г.


А тот, первый снимок сделан уже после ухода «КИШИНЁВА» тогда же в ноябре.

Всё, разобрались, почти...
Почти, потому что на фото из альбома «КАНТО» есть ещё п/х «ВЗРЫВАТЕЛЬ», но об этом поговорим в части 2.

Часть 2.

В альбоме Вольского есть ещё одна очень прелюбопытнейшая фотография:


В таком виде она выставляется на ряде камчатских сайтов:

Качество, конечно, не ахти.

Вертел я её и так и этак, в результате подписал вот так:

«СВИРЬ» и «БЭЙЧИМО» («BAICHIMO»), угадываются легко. Уж больно у них трубы интересные.
Позже определил «ВЗРЫВАТЕЛЬ». Это судно имеет две характерных особенности:
надстройку белого цвета за трубой и бортовые краны для постановки и снятия мин,
ведь раньше он служил минным транспортом.


У кошки по всей видимости всё тот же «УРАЗИВО-МАРУ», там ещё есть шхуна и какое-то судно рядом с «БЭЙЧИМО» («BAICHIMO»). Определить что это за судно, качество снимка не позволяет.
Вот здесь самое интересное, у Гаврилова в ноябре 1921г. в Петропавловск заходили только 2 судна: «СВИРЬ» и «КИШИНЁВ», а здесь на снимке целое столпотворение судов. К слову, «лишние» суда есть и на первой фотографии.
«БЭЙЧИМО» вообще в 1921г. в Петропавловск не заходило, но и «ВЗРЫВАТЕЛЬ» с «КАНТО» тоже, если судить по списку из книги Гаврилова.
Но они были, это уже установленный факт.
Может фото сделано в следующем — 1922г.?
По списку, а здесь он очень полный, «ВЗРЫВАТЕЛЬ» пришёл в начале мая, а «БЭЙЧИМО» только 5 сентября. Вместе они не пересекались.
Но на фото не май, в мае ещё должны быть остатки снега на грунте, плавать льдинки, и не сентябрь — деревья голые.


Поэтому на фото ноябрь, именно тогда «ВЗРЫВАТЕЛЬ» пришёл в Петропавловск.
Ищем в литературе упоминания об этом судне и находим их.
В «Докладе о занятии Охотско-Камчатского края» Х.П. Бирич упоминает, что во время операции по взятию Охотска к городу подошёл п/х «ВЗРЫВАТЕЛЬ», имеющий на борту груз, предназначенный для «большевиков и рабочих». Груз был Бочкарёвым конфискован. Но каким образом это судно попало в полное распоряжение СЭО мне найти не удалось. Странно, но судно находящееся в собственности ДФ вдруг не с того, ни с сего перешло Бочкарёву.

«...С величайшим трудом вечером 6 Ноября, работая днем и ночью, Войсковому Старшине Бочкареву удалось выгрузить все, что он находил нужным, и он остался зимовать с отрядом в 40 человек, а «Кишинев» и «Взрыватель» отправились в Петропавловск.
Во время пребывания нашего в Наяхане, 29 Октября было получено радиодонесение от Генерала Полякова о том, что Петропавловск занят без боя. 11 Ноября вечером "Кишинев" бросил якорь на внешнем рейде Петропавловской бухты. Прибывший на корабль на лодке Генерал Поляков доложил подробности занятия Петропавловска...»

Х.П. Бирич. Доклад о занятии Охотско-Камчатского края.
В.П. Пустовит. ПРОТИВОСТОЯНИЕ.
Очерки истории гражданской войны в Охотско-Камчатском крае.
ВОПРОСЫ ИСТОРИИ КАМЧАТКИ. Выпуск 1, 2005 г.
«...Вскоре прибыл в Петропавловск пароход «Взрыватель», на котором оказался особоуполномоченный по Камчатской области Х. П. Бирич и штат областной администрации (Бирич прибыл на "Кишиневе". - Ред.).
Так был освобожден Петропавловск небольшим отрядом Оренбургского казачьего войска, с честью пронесшим борьбу за Национальную Россию с Урала до крайних пределов нашей Родины – Камчатки...»
М.Ф. Орлов. НА КАМЧАТКЕ В 1921 И 1922 ГОДАХ.
Вопросы истории Камчатки (сборник). Выпуск 2. 2006 г.

В книге Р.В. Лапшина и А.В.Коробейникова. ЗАБЫТЫЙ ВОЕННЫЙ ФЛОТ РОССИИ.
О «ВЗРЫВАТЕЛЕ» написано следующее:
«...Сдав тут остатки груза с помощью катеров 06.11. с п/х «КИШИНЁВ» ушли в Петропавловск-Камчатский, привезя часть областной администрации и вскоре ушёл во Владивосток.»

Хотя в приведённой литературе, сам пароход упоминается едва-едва, но факт его похода в ноябре 1921г.
на Петропавловск установлен точно, этому помогли фотографии.
Больше «ВЗРЫВАТЕЛЬ» не упоминается, хотя читая вышеуказанные очерки Пустовита В.П. натолкнулся на такое:
«...Прибытие «Охотска» стало событием еще и потому, что зимой суда Добровольного флота на Камчатку не ходили. Навигация на линии Владивосток— Петропавловск открывалась в мае-июне и закрывалась в октябре-ноябре. 21 января 1922 гг. пароход «Охотск» нарушил эту традицию...
...Обнаружилось также, что «Охотск» — «совершенно без угля на возврат». Гражданская администрация выделила ему сто тонн, после чего весь запас «Свири» и еще одного судна СЭО «Взрывателя» составил пятьдесят тонн — меньше, чем на месяц...»

Поэтому, когда я писал про опознание этого парохода на фото экспедиции Стэна Бергмана, то написал следующее:
«...«ВЗРЫВАТЕЛЬ» ушёл во Владивосток (по некоторым данным, как судно СЭО зимовал в Петропавловском порту).»
http://lot1959.livejournal.com/7835.html

Факт зимовки «ВЗРЫВАТЕЛЯ» в Петропавловске тогда ещё мною точно установлен не был.
Теперь я с полной уверенностью могу сказать, да, зимовал.
Ранее уже приводил эту панораму с указанием судов, «ВЗРЫВАТЕЛЬ» - крайний правый.


Пара снимков из альбома «КАНТО».
«ВЗРЫВАТЕЛЬ» слева, хорошо видны бортовые краны, справа «КАНТО»:


За «СВИРЬЮ» видны труба и надстройки «ВЗРЫВАТЕЛЯ»:

Как судно оказалось в СЭО не известно,
когда оно ушло из Петропавловска во Владивосток тоже не известно.
Известно лишь то, что 3 мая «ВЗРЫВАТЕЛЬ» вернулся в Петропавловский порт с грузом и пополнением гарнизону.

Ещё одна фотография из альбома Вольского:

На фото хорошо читается «БЭЙЧИМО» («BAICHIMO»), и как мне кажется, фотография сделана в том самом ноябре 1921г.
Качество снимка не позволяет с точностью определить судно у причала Добровольного флота...
Поэтому, ошибок делать не буду.

Все фотографии по клику можно увеличить.
Tags: Альбом ВсКР "КАНТО", Гражданская война в России, Камчатка, Корабли
Subscribe

  • «Корабли оякорили бухты». Часть 31.

    Владивосток, август 1919 г. Исходники: Виктору (viter59) с А-базы, большое спасибо за склеивание панорамы и за придание ей…

  • Спрашивают - отвечаю

    «БОЙКИЙ» vs «ГРОЗНЫЙ» Какой из 2-х миноносцев был сдан французским властям в Сайгоне в 1918 г. до сих пор не утихают споры, мнения разделились…

  • Штормит

    "Владимир Комаров" "Фёдор Шаляпин" Кликабельно. А пока всё. Сижу сочиняю пост про форму ВМФ образца 1917 г. (которую придумало…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments