lot1959 (lot1959) wrote,
lot1959
lot1959

Category:

Недостающее звено


Эту легенду про «русский флаг» все хорошо знают: якобы на свой страх и риск в 1849 г. Геннадий Иванович Невельский исследовал устье Амура, установил что Сахалин является островом, а не полуостровом, как думали раньше, на следующий год на берегу Амура основал Николаевский пост, где поднял русский флаг. За эту «дерзость» Особый Комитет потребовал его разжаловать в матросы. Однако, ничего не знавший про экспедицию, император НиколайI назвал его поступок благородным и наградил «наглеца» орденом Св. Владимира 4-ой степени, а на доклад Особого Комитета наложил эту самую знаменитую резолюцию.

Естественно, что без ведома царя провести такую операцию невозможно.
Инициатором исследования Амура был восточно-сибирский генерал-губернатор Николай Николаевич Муравьёв, своё согласие на проведение экспедиции дали Великий князь Константин Николаевич и Морской министр светлейший князь Меншиков Александр Сергеевич. Понятное дело, что и император был не против.

Целиком инструкцию, данную Н.Н. Муравьёвым командиру транспорта «Байкал» капитан-лейтенанту Г.И. Невельскому приводить не буду, только основные тезисы:
«Из берегов Охотскаго моря наиболее необходимо подробное описание: 1) северной части острова Сахалина с восточной и западной его стороны; 2) пролива, отделяющего этот остров от материка; 3) лимана и устья р. Амура, и 4) Сенгекинской губы, открытой в прошлом году бригом Охотский и получивший название залива Великаго Князя Константина.»
Интересно здесь следующее: как бы в порядке вещей Сахалин назван островом, отделённым от материка проливом.
Скатался Геннадий Иванович туда-сюда и «Первыя слова, которыми Невельский обменялся с Муравьёвым были не взаимные приветствия, а слова: “Сахалин остров, устье Амура доступно для морских судов, глубина пролива между берегом и Сахалином 5 сажень.”»


Запомним эти «5 сажень». То что Сахалин остров, Муравьёв знал и до него (см. инструкцию),
что устье Амура доступно для морских судов - это время покажет, думаю и про 5 сажень тоже знал.
Теперь карта, нашли «5 сажень»?


Нет, эта карта составлена не капитан-лейтенантом Г.И. Невельским, а это фрагмент карты 1844 г.



Понятно, что столь грандиозная карта сделана по материалам нескольких экспедиций.
Меня интересует — кто автор сахалинского фрагмента?
Попробую проанализировать.
Фрагмент карты И.Ф. Крузенштерна 1803 г.


Карта И.Ф. Крузенштерна


Карта из Атласа Г.А. Сарычева 1826 г. составлена по карте Крузенштерна:


Пока ничего общего с картой 1844 г.
Кто ещё в тех краях бывал? - Хвостов и Давыдов («Юнона» и «Авось») устроили набег на японцев на Сахалине в 1807 г. Вряд ли они составляли карты.
Головнин ? Ему тоже не до того было, да и к Сахалину он не подходил.

Была ещё экспедиция подпоручика КФШ А.М. Гаврилова на бриге «Константин» к устью Амура в 1847 г.
В том же 1847 г. капитан-лейтенант В.К. Поплонский на бриге «Охотск» исследовал те места.

Но наша карта 1844 г.

Вот ещё карта составленная на основе карты 1844 г. несколько откорректированная в угоду "первооткрывателю".
На той карте остров, здесь полуостров, там банки, здесь перешеек.



В мои планы не входит критический разбор глубин.

Интересно — кто исследовал, составлял?
Выходит, что Г.И. Невельский только подтвердил то, что было нанесено на карту значительно ранее?


Кликабельно.
Tags: Загадка, История, Крымская война, Парусные корабли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 25 comments