lot1959 (lot1959) wrote,
lot1959
lot1959

Categories:

Ледоколы, Камчатка, фотографии. Часть 1.

Ледоколы появились на Дальнем Востоке для обеспечения круглогодичной навигации в порту Владивосток.
В дальнейшем, функции ледоколов и ледокольных судов немного расширились, но за «воротами» Приморья судам этого класса делать было нечего.
Петропавловский порт в начале ХХ века представлял собой небольшой посёлок, где за навигацию длившуюся с мая по ноябрь удавалось доставлять всё необходимое для жизнедеятельности немногочисленного населения. Потребности в судах подобного класса не было.
Первыми ледокольными судами посетившими Петропавловский порт в 1910 г. были «Таймыр» и «Вайгач».

Ледокольные суда «ТАЙМЫР» и «ВАЙГАЧ» в доке №1 порта Владивосток
перед отправкой в экспедицию по СМП


Фотографий посещения этими судами Петропавловска мне найти не удалось.

Наверное, первым ледоколом, который удалось сфотографировать в Петропавловске будет «Улисс» бывший кабельный пароход Владивостокского крепостного минного батальона, а с 1916г. - посыльное судно Сибирской флотилии.
По конструкции корпуса суда этого типа считались ледорезными. И частенько использовались по этому назначению.
С началом Гражданской войны в России, некоторые ледоколы и ледокольные суда Приморья стали использовать для коммерческих перевозок, а также привлекать для обеспечения военных операций.
В декабре 1918г. во Владивостоке было открыто Морское училище (МУ).
Его возглавил прославленный подводник Первой мировой войны капитан 1 ранга Китицин М.А. Для обеспечения корабельной практики гардемаринов 1-ой роты в 1919г. МУ были выделены следующие суда:
1. «Якут», посыльное судно Сибирской флотилии, командир старший лейтенант Коренев М.М., руководитель практики лейтенант Рыбин А.Г.,
2. «Диомид», посыльное судно Сибирской флотилии, командир лейтенант Иванов С.Н., руководитель практики мичман Троян А.И.,
3. «Улисс», посыльное судно Сибирской флотилии, командир старший лейтенант Винокуров Е.П., руководитель практики лейтенант Цветков С.И.,
Практика началась 15 июля и 20 октября гардемарины вернулись в училище.
Плавание проходило в северной части Тихого океана с заходами в порты Японии, Сахалина, Камчатки, Чукотки и Аляски.
«26 июля. - Пришли в Петропавловск около трёх часов ночи. Бухта Авачинская, где расположен город, вопреки моим ожиданиям /что может быть хорошего на Камчатке / была очень красива. Сам город небольшой и напоминает село Европейской России.
В бухте много нерпы. То и дело показываются их морды на поверхности воды. Утром было очень холодно. В лощинах гор лежит снег. Сами же сопки покрыты богатой растительностью за исключением двух самых высоких, Велючинской и Карегинской, вершины которой совершенно белыя от снегоа. Около десяти часов утра пришвартовались к угольной пристани, принимать уголь. Днём совсем тепло, а на солнце даже жарко.»
- Писал участник этого плавания гардемарин Гордеев Ю.В. Он ходил на «Якуте», а Улисс пришёл в Петропавловск днём раньше. Эту фотографию сделал его однокашник Одишария П.К. с борта «Якута».

У причала Добровольного флота судно Учебного отряда Морского училища «УЛИСС»,
Петропавловский порт, 26 июля 1919г.




В 1924г. канонерская лодка «Красный Октябрь» (ех. портовый ледокол «Надёжный»)
участвовал в экспедиции под руководством Давыдова Б.В. к острову Врангеля.
Итог экспедиции: поднятие на острове государственного флага СССР.
Тем самым вопрос территориальной принадлежности данного острова был закрыт.

КНЛ «КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ», Петропавловский порт, август 1924г.


В 1933г. состоялось известное плавание парохода «Челюскин» из Мурманска во Владивосток.
13 февраля 1934г. судно погибло в Чукотском море. Спасение и эвакуацию лагеря челюскинцев на материк выполняла авиация. К месту гибели «Челюскина» был направлен из Ленинграда через Панамский канал ледокол «Красин». 19 мая ледокол пришёл в бухту Провидения. К тому времени все челюскинцы уже были сняты со льдины. Ледоколу осталась лишь вспомогательная работа по ледовой проводке пароходов «Сталинград» и «Смоленск», а также доставке самолета Слепнева из Аляски в Петропавловск.

«КРАСИН» и «СТАЛИНГРАД» во льдах


28 мая 1934г. ледокол «Красин» и пароход «Смоленск» вошли в Авачинскую губу.

У причала АКО промысловое судно, в ковше ЛДК «КРАСИН»,
у угольных складов СКР «ВОРОВСКИЙ» Морпогранохраны ОГПУ.
Лето 1934г. Петропавловск-Камчатский.



«На другой день к полудню под хлопки выстрелов салюта и приветственные гудки пароходов «Смоленск» вошел в гавань и пришвартовался к стоящему у пристани пароходу «Сергей Киров». «На молу выстроился почетный караул военной части. Все здания украшены приветственными лозунгами. Доносятся звуки оркестра. На площади – митинг. Выступают Бобров, Воронин, Каманин и представители местной власти и организаций», - писали позже в рукописном судовом журнале челюскинцы Павел Хмызников и Петр Ширшов...»

Экипаж СКР «ВОРОВСКИЙ» приветствует челюскинцев. Май 1934г.
Петропавловск-Камчатский. Фото от коллеги VAS 63



«Впереди челюскинцев ожидало триумфальное шествие через всю страну. Владивостокские летчики засыпали «Смоленск» цветами и листовками еще в море, все города вдоль железной дороги от Владивостока до Москвы, а потом и до Ленинграда, соревновались в теплоте и торжественности приема челюскинцев. Москва встретила героев на Красной площади.
Красинцам же пришлось задержаться в Петропавловске на два месяца. Как писала «Камчатская правда», красинцы сдружились с жителями города. Однажды, выступая перед петропавловцами в здании одной из школ, красинцы обратили внимание на то, что и сама школа, и улица, на которой она стоит, далеко не благоустроены. И весь экипаж превратился в коллектив строителей. Вскоре школа была отремонтирована, а улица благоустроена. Механики ледокола капитально отремонтировали дизель городской электростанции, что обеспечило нормальное освещение Петропавловска, а судовые радисты усовершенствовали радиотрансляционную сеть. При участии красинцев был разбит парк на Никольской сопке, сооружены эстрадная площадка и земляная лестница. А перед самым уходом на остров Врангеля они подарили только что созданному совхозу им. Сталина три мешка картофеля, купленного в Канаде, несколько овец и дойную корову (на борту «Красина» держали живой скот).
Экипажу ледокола, кстати, было поручено перенести памятник Витусу Берингу с площадки в порту у Никольской сопки на новое место. Как рассказывали потом красинцы, памятник был поставлен красиво, но не очень удобно, так как там же складывались прибывающие грузы, круглосуточно сновали машины, да и сам памятник нередко буквально утопал в штабелях различных товаров. Михаил Зыбин, бывший кочегар I класса и секретарь парторганизации ледокола «Красин», позже вспоминал: «Но легко сказать – перенести. А как? Ни одного крана нет, а грузовые машины в те годы оставляли желать лучшего по своей грузоподъемности. Вот так и пошли в дело судовой трос, тали, домкраты и… боевой красинский аврал». Комиссар морпорта Ершов привлек на помощь всех грузчиков, выделил гужевой транспорт – пару лошадок. За ночь памятник удалось переместить.»


Памятник Берингу на новом месте


«Петропавловцы, в свою очередь, помогли красинцам в текущем ремонте судна и подготовке к сложному рейсу на остров Врангеля.
Камчатский облисполком и облпрофсовет позже занесли красинцев в Знатную книгу Камчатки. А одна из центральных улиц Петропавловска (бывшая Казначейская), в благоустройстве которой принимала участие команда ледокола, была переименована в улицу Красинцев…»

Ровно 80 лет назад на Камчатке торжественно встречали героев-челюскинцев и красинцев. КАМЧАТКА-ИНФОРМ.
http://petropavlovskkamchatskiy.bezformata.ru/listnews/vstrechali-geroev-chelyuskintcev-i-krasintcev/20555902/

ЛДК «КРАСИН» и п/х «ЭСКИМОС». Петропавловск-Камчатский. Лето 1934г.
Из архива электрика и машиниста ледокола М.М.Кевамеса.



Во время стоянки «Красина» в Петропавловске,
в порт зашёл ещё один легендарный ледокол (ледорез) - «Ф. Литке».
Он совершал сквозное плавание из Владивостока в Мурманск.

Ледоколы «Ф. ЛИТКЕ» и «КРАСИН».
Петропавловск-Камчатский, июль 1934г.



Ледокол «Ф. ЛИТКЕ» у причала АКО.
Петропавловск-Камчатский, июль 1934г.



«У берегов Камчатки.
4 июля. Рано утром «Литке» подходил к Петропавловску-на-Камчатке. Его гудок разбудил население города. Трудящиеся Петропавловска вышли приветствовать полярников.
Началась срочная приёмка угля и воды. В порту — два краснознамённых ледокола — «Литке» и «Красин».
6 июля. С утра в порт стали стекаться трудящиеся Петропавловска, чтобы проводить в дальний путь краснознамённый ледорез «Литке». Под звуки оркестра и крики «ура!» «Литке» в 13 часов 45 минут по местному времени снялся с якоря и вышел в полярный рейс. Он держит курс на бухту Провидения.
13 июля. «Литке» покинул Уэллен, взяв курс на Ванкарем. Позади — Берингов пролив. Впереди — Полярное море и льды."»

С востока на запад.
ХРОНИКАЛЬНАЯ ПОВЕСТЬ ПОХОДА «ЛИТКЕ».
http://www.polarpost.ru/forum/index.php?sid=945e87cabbb2034f19a62720e90e73b2

Начиналась эпоха планомерного освоения Северного морского пути.
Ледоколы становились частыми гостями в порту Петропавловска-Камчатского.

Фото сделано с борта ледокола «Ф. ЛИТКЕ» в 1937г.


«КРАСИН» в один из следующих визитов в Петропавловск


Продолжение следует.

Фотографии по клику можно увеличить.

Tags: Владивосток, Камчатка, Корабли, Ледоколы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments